Современные проблемы науки и образования. Лингвистические исследования языковой игры Лингвистическая игра на орфографическую тему
Лингвистическая игра для учащихся 6-7 классов «Полиглот» Предмет: русский язык, английский язык. учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» МО «Ахтубинский район» Астраханской области Самсонова Светлана Владимировна.
Пояснительная записка. Это внеклассное мероприятие проводится в рамках недели русского языка, но в сотрудничестве с учителями английского языка. Все задания проводятся в игровой форме, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, даёт возможность работать в группе. В игре могут участвовать учащиеся 6-7 классов. Участие в игре мотивирует учащихся изучать иностранные языки, учит бережному отношению к слову. План проведения.
- Объявление темы игры, представление участников, ознакомление с правилами игры. Блиц -турнир. Знакомство с известными полиглотами. Игра «Занимательное языкознание» Игра «Переводчик» Игра «Любимые блюда национальной кухни» Игра «Знаешь ли ты английский?» Игра «Общечеловеческая копилка народной мудрости». Подведение итогов игры, награждение лучших игроков.
Лингвистическая игра «Полиглот» Цель : вызвать у учащихся интерес к изучению иностранных языков, формировать бережное отношение к русскому языку, способствовать формированию грамотной речи, развивать умение работать в группах. Ведущий: Уважаемые посетители, вы присутствуете сегодня на открытии кафе «Полиглот» Ведущая : Разрешите познакомить вас с программой нашего мероприятия: Во-первых, Вас ожидает знакомство с именитыми гостями кафе «Полиглот», с теми, кого можно назвать великими полиглотами. Во-вторых, мы отправимся в виртуальное путешествие по стране «Языкознание». Ведущий: Далее мы предлагаем развлекательную игру «Переводчик», которая завершится вкусным конкурсом «Блюда национальной кухни». Гостеприимная Англия пригласит вас в гости, с одним условием: если вы готовы положительно ответить на вопрос: Do you speak English?И, наконец, мы откроем для вас «общечеловеческую копилку» слов и выражений. Итак, 3 главных столика занимают наши команды.Они участвуют в состязании на звание «Почётный полиглот» Первоначальное количество очков вы сможете получить, ответив на вопросы блиц -викторины. Блиц-викторина. 1. Что такое лингвистика? (наука о языке) 2. Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят. (буквы) 3.Как называется самая древняя русская летопись? («Повесть временных лет») 4. Что неправильно в словосочетании «всемирно известное МГУ»? (известный университет) 5.Чем ямб отличается от хорея? (ударением) 6. Какое слово пропущено в предложении «Москва – столица нашей Родины»? (есть) 7. Чем отличаются слова «огурец» и «помидор» с точки зрения языкознания? (Исконно русское и заимствованное) 8. Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? (русский, украинский, белорусский) 9. Что такое оксюморон? (сочетание несопоставимых понятий)
10. Кого по праву называют основоположником современного русского языка?(А.С.Пушкина).
11. Наука о языке. (Лингвистика.) 12. Главное назначение языка. (Средство общения, средство выражения мысли.) 13. Знаток многих языков. (Полиглот.) 14. Назовите страну, в которой четыре государственных языка. (Швейцария: немецкий, французский, итальянский, ретороманский.) 15. Назовите автора следующего высказывания: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». (Н. В. Гоголь.) 16. «Толмач» – кого так раньше называли? (Переводчик.) 17. В какую часть слова советует «зрить» русская пословица (корень) 18.Как называют слово, образованное из начальных звуков слов или названий их начальных букв?(аббревиатура) 19. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части речи: существительное, прилагательное, числительное? (имя) 20.Какой частью речи великий русский поэт Пушкин предлагал «жечь сердца людей» (глаголом) 21.Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные) 22. Может ли судьба человека зависеть от одной запятой? (Казнить нельзя помиловать) 23. Как вы понимаете фразу из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»? «В комнате стоит такое амбре»? (такой запах) 24. Какую фамилию носит судья в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя? (Ляпкин-Тяпкин) Подведение итогов блиц- викторины. Ведущая: Сколько всего языков в мире? Почему мы говорим на разных языках? Возможно ли появление новых языков? Ответить на эти вопросы непросто. Библейская история гласит, что когда-то люди говорили на одном языке, но они были так горды, что решили возвести высокую башню, чтобы прославить себя и стать выше бога. И тогда произошло смешение языков, которое назвали «Вавилонским столпотворением», ибо люди превратились в толпу. в которой не один не понимал другого, т.к они стали говорить на разных языках. Для того чтобы понимать друг друга, людям приходится сегодня изучать другие языки. В мире насчитывается свыше 6 тысяч языков. Сколько языков может выучить человек за свою жизнь? Знаете ли вы, что человека, знающего несколько языков, принято называть полиглотом.Согласно академическому словарю иностранных слов, ПОЛИГЛОТ (от греческого polyglottos - "многоязычный") - человек, владеющий многими языками. Но многими–это сколькими? Сами полиглоты считают: кроме родного нужно знать в совершенстве не менее четырех языков: абсолютно свободно и желательно без акцента разговаривать на них, максимально точно переводить звучащую речь и письменный текст, грамотно и понятно писать.
Кого же мы можем назвать настоящими полиглотами? (Итальянский кардинал Меццофанти, империатрица Екатерина Вторая,председатель наркома просвещения Луначарский и многие известные люди, среди них есть и выдающиеся русские писатели и поэты.) Ведущий: Изучать языки- чрезвычайно интересное занятие. Самые интересные факты из области языкознания вы сможете почерпнуть прямо сейчас. Командам предстоит за короткое время узнать как можно больше интересных фактов из языкознания. Вам даётся несколько минут на прочтение материалов, ваша задача пересказать факты, которые вам запомнились. Побеждает та команда, у которой рассказов окажется больше, причём без всяких искажений.(Повторять рассказы нельзя).)Отвечают команды по очереди. Отвечать может любой человек из команды.)Цена каждого рассказа 1 балл.Самые занимательные факты из мира языковедения (приложение № 1)
Ведущая: Мне хочется рассказать вам о том, кого считают самым большим полиглотом. Вот что об этом рассказывается в Книге рекордов Гинесса:
Самым главным полиглотом назван бразилец Зияд Фавзи, владеющий 58 языками. Он преподаёт иностранные языки в Сан-Паулу.
Ведущий: У меня есть для всех потрясающая новость.
Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из разных иностранных языков, По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. (зонтик-из голландского языка, марка-из немецкого, диктор-из латинского, бульвар-из французского) Мы предлагаем командам поиграть в игру «Переводчик ». Условия игры просты. По значению нужно восстановить слово, которое пришло в наш язык из другого языка. Начнём с французского языка.Затем поговорим по-итальянски и по-немецки и в заключение перейдём на латинский Особо поговорим на английском.. Слова предлагаем как можно быстрее.
- Говорим по-французски.
«поцелуй», пироженое
«украшение» к мясу или к рыбе
«туз»,первоклассный лётчик
«кочегар», водитель
«грибы» магазинные
«круг», этап соревнования
ответы: -безе -мусс -гарнир -ас -шофёр -шампиньоны -тур
- Поговорим по-немецки
«змея» используется для полива
«лоб» обращённая к противнику сторона
«ледяная гора»
«место лечения»
«воин»
- «дыхание»,вокальное произведение для одного голоса
«учитель», крупный музыкант
«господин», популярная настольная игра
«смертельный прыжок»
«лук», герой сказки
ответы: -ария -маэстро -домино -сальто -чиполлино Поговорим на латинском:
- «дважды» кричим в театре
«шар»,школьное пособие
«в другом месте»,юридический термин
«свет»,номер в гостинице
«папка для ношения бумаг»
ответы:
Бис -глобус -алиби --люкс -портфель
Английские словаL (насекомые)
Mosquito комарLadybug божья коровкаGrasshopper кузнечикFly мухаDragonfly стрекозаButterfly бабочкаAnt муравейBee пчела
Ведущая : Известный мыслитель Вольтер писал: «Знать много языков, значит иметь много ключей к одному замку». Теперь как знатокам нескольких языков, вам предстоит выступить в роли экспертов и назвать, из какого языка заимствованы эти слова.
бульон галлицизмы
жалюзи
футбол англицизмы
баскетболспортбухгалтер грецизмы
галстук
школа
гимназия
Ведущая: Известно, ничто так не объединяет людей, как общий стол, за которым окажутся наши команды. На столе представлены блюда разных народов, вернее их описания. Угадайте названия блюд.
№1 пироженое из заварного теста с кремом внутри.(франц.)
№2 сладкое блюдо из взбитой фруктовой, ягодной, молочной массы(Франц)
№3подсоленная измельчённая зелень(франц.)
№4 запеканка из каши с фруктами.(англ.) №5 мясо, приготовленное на вертеле(тюрск.) №6 макароны с томатным соусом и овощами(итальян.) №7 говядина жареная, нарезанная крупными кусочками(англ.) №8 праздничный хлеб (славянск.) № 9 мучное сладкое изделие «пчелиные соты»(немец.) №10 изделие с мясной начинкой «хлебное ухо»(финно-угор.) Ответы:№1 безе,№2 мусс,№3 салат,№4 пудинг,№5 шашлык,№6 паста,№7 бифштекс,№8 пирог, № 9вафли,№ 10 пельмени. Ведущий: Гостеприимная Англия ждёт любителей английского языка. Ребята помладше посоревнуются в проборе рифмы к стихотворениям, подставлять можно только английские слова, ребята постарше будут соревноваться в переводе английских пословиц.Английские пословицы.
It is never too late to learn.
All is well that ends well. Promise little, do much. As the tree, so the fruit. Never put off till tomorrow what you can do today. So many men, so many mind. Love me, love my dog. Better late than never. As you make your bed, so you must lie on it. Action speak louder than words. Like teacher, like pupil. To work with the left hand. An hour in the morning is worth two in the evening. Good clothes open all doors.Ведущая: Игра в рифму. | часть
Почемучкам лучший друг,
- Ткани куплен мне отрез,
- Друга я узнал секреты,
- Белый конь с доски исчез,
- День рождения у Кати,
- Мой братишка-карапузик
- Не проспать, чтоб на урок,
- Бьётся гром,как набат,
- От проблем и школьных бед
- Пахнет вкусно: жарят лук,
- Во дворце из белых льдин
- Он пишет много, вы читайте.
- В башмаках опять песок,
- Нужен всем нам на обед
- Помыть его не тяжело,
- Не болит уж горло Вани,
- Чтоб открылись все замки,
- Охотников оружие: лук, копьё, гарбун,
- Маме очень угодишь,
- Брата давняя мечта
- Днём и ночью мой сосед
|| часть. Подскажи слово.
- At seven o’clock
- I don’t like to eat porridge,
- I have a mouth and I can talk.
- Birds start to sing,
- Snow is falling all around.
- I can tell you all the day
Подведение итогов конкурса на знание английских слов. Ведущая: Настало время открыть нашу «общечеловеческую копилку» народной мудрости. Можете ли вы разгадать, какие устойчивые словосочетания спрятаны на картинках. Конечно, это известные фразы: «тянуть за хвост, «смотреть, как баран на новые ворота», «крокодиловы слёзы», «мокрая курица». Наше последнее задание для команд заключается в том, чтобы они подобрали к иноязычным выражениям аналоги русских фразеологизмов Задания для команд: -птицы одинакового оперенья держатся вместе -для каждой наступит свой час -не стоит пороха и дроби -чёрная овца в семье -когда море вернёт всех погибших в нём -попасть с дождя под водосточную трубу -жить как петух на откорме -в хорошем огороде есть и гнилые овощи -как псу муха -колесовать бабочку
Ответы: -одного поля ягоды -будет и на нашей улице праздник -овчинка выделки не стоит -белая ворона -когда рак на горе свистнет -попасть с корабля на бал -кататься как сыр в масле -в семье не без урода -как собаке пятая нога- -стрелять из пушки по воробьям В английском языке, как и в других языках существуют устойчивые словосочетания.(идиомы) Задание: найдите пару.
- To take oneself in hand - бросать слова на ветер (взять себя в руки) To head is round and round-взять себя в руки (голова идёе кругом) To take the floor-голова идёт кругом (достать из-под земли) One hair stand on end- войти в историю (висеть на волоске) To talk to the wind- достать из- под земли (бросать слова на ветер) To go down in history- жить как кошка с собакой (войти в историю) To lead a cat and dog life-висеть на волоске (жить как кошка с собакой)
Использованная литература. интернет-ресурсы: 1. ru.wikipedia.org 2. facte.ru.zabavnoe-yazykoznanie.html.
- Фразеологический словарь русского языка. Составитель Степанова М.И. ООО «Полиграфуслуги» Санкт-Петербург.2006.
Словарь иностранных слов. Издание 14-е, исправленное. Москва «Русский язык» 1987.
Приложение № 1
Самые занимательные факты из мира языковедения
1. Самым емким на Земле словом считается "мамихлапинатана", что означает "глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать".
2. В арабском языке 28 букв, которые на конце слова пишутся иначе, чем в середине. .
3. Тех, кого мы называем "новыми русскими" на Кубе называют "масетос".
4. В Толковом словаре 1940 г. под редакцией Ушакова есть такое определение слова "Фигли-мигли"(!): "...употребляется для обозначения каких-нибудь уловок, шуток или каких-нибудь подходов для достижения чего-нибудь, сопровождающихся любезностями, ужимками, выкрутасами, подмигиванием".
5. "Эрмитаж" в переводе с французского означает "место уединения".
6. В гавайском алфавите всего 12 букв.
8. Карамзин придумал слово "промышленность", Салтыков-Щедрин - слово "мягкотелость", а Достоевский - слово "стушеваться".
9. На африканском континенте более 1000 разных языков.
10. Almost - самое длинное слово английского языка, в котором все буквы расположены в алфавитном порядке.
11. Слова персидского происхождения "пижама" и "чемодан" имеют один и тот же корень ("пи-джома", "джома-дан").
12. Слово "бездарь" в русский язык ввел поэт Игорь Северянин.
13. В Древнем Египте абрикос называли "солнечным яйцом".
14. На филиппинском языке "привет" будет звучать как "мабухай".
15. "Фудзияма" в переводе с японского означает "крутая гора".
16. До XIV века на Руси все неприличные слова назывались "нелепыми глаголами".
17. В английском языке нет слов, рифмующихся со словами month, orange, silver и purple.
18. Слова "бодрость" и "чай" обозначаются одинаковыми иероглифами в китайском языке.
19. По-грузински шашлык называется "мцвади", а по-армянски - "хоровц".
20. Младший духовный сан - послушник, по-грузински называется... мцыри.
21. Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова на букву "а" не начинаются (!).
22. Искусственный международный язык эсперанто был создан в 1887 году варшавским врачом Л. Заменгофом.
23. Даль предлагал заменить иностранное слово "атмосфера" на русские "колоземица" или "мироколица".
24. В китайском письме слово «трудность» обозначается в виде иероглифа, где изображаются две женщины под одной крышей.
25. Кличка коня Александра Македонского "Буцефал" в дословном переводе означает "бычьеголовый".
26. Самое старое слово в английском языке - "town".
27. В китайском языке звуки "р" и "л" не различаются.
28. "Сахара" в переводе с арабского означает "пустыня".
29. На Украине Млечный путь называется Чумацкий Шлях.
30. Алфавит викингов назывался футарк.
31. В английском языке более 600 000 слов.
32. Латинское имя Микки-Мауса - МикаелМускулус.
33. Слова "впрок", "ва-банк" и "анфас" - наречия.
34. Латинской буквы W в латинском алфавите нет.
35. В китайском письме более 40 000 символов.
36. У писателя Эрнеста Винсента Райта есть роман "Гедсби", состоящий из более чем 50 000 слов. Во всем романе нет ни одной буквы E (самой частой буквы английского языка). .
37. В Организации Объединенных Наций существует только шесть официальных языков: английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.
Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".
Что же такое игра?
Игра для младшего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.
Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.
Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.
В этой статье будут описаны некоторые лингвистические игры, которые можно использовать на уроках русского языка во втором классе. Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают наибольший интерес у детей. Все игры расположены в порядке изучения тем по русскому языку во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой.
Использовать игры можно на разных этапах урока.
Тема: "Слово. Буквы и звуки".
Игра "Слова и загадки".
Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы .
Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.
Эта игра есть и в стихотворном варианте:
Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой -
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)
Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.
Тема: "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях".
Игра "Назови полное имя"
Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.
Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).
В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.
Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.
- Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
- Иойннэс (по-греко-византийски),
- Иоганн (по-немецки),
- Юхан (по-фински и по-эстонски),
- Джованни (по-итальянски),
- Джон (по-английски),
- Ян (по-польски),
- Жан (по-французски),
- Иванэ (по-грузински),
- Ованес (по-армянски),
- Жоан (по-португальски),
- Он - (по-болгарски).
У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)
Как различить таких людей? (По фамилиям.)
А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?
Как таких людей называют? (Однофамильцы.)
Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей "кузнец". Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.
Игра "Значение имени".
Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.
1. Предлагается объяснить значение имен:
Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.
2. Предлагается объяснить значение своего имени. (Дети не могут).
Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.
В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.
Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)
Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".
Игра "Узнай предложение"
Задача учащихся - по интонации определить тип предложения.
Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками - если вопросительное, поднимать руки вверх - если повествовательное.
- С кем вы, гости:(Вопросительное)
- Однажды в студеную:(Повествовательное)
- А ты сам ступай:(Побудительное)
- На берегу пустынных волн:(Повествовательное)
- А где мой:(Вопросительное)
- Пусть построится:(Побудительное)
Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации.
Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.
Тема:"Предложение".
Игра "Скажи по-разному".
В этой игре поработаем над интонацией и лексическим ударением в предложении.
Кошка поймала в саду мышку
Какой знак мы можем поставить в конце этого предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак)
При чтении вопросительного предложения обращается внимание на логическое ударение.
- Кошка поймала в саду мышку?
- Кошка поймала в саду мышку?
- Кошка поймала в саду мышку?
- Кошка поймала в саду мышку ?
Данная игра показывает, что знаки препинания и интонация несут смысловую нагрузку в предложении.
Тема: "Что такое существительное".
Одна из сложных частей речи с точки зрения её значения - это имя существительное.
Понятие имя существительное вводится через семантику слова. Имя существительное обозначает не только предмет, а то, что существует вокруг нас.
Игра "Группы слов".
Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.
Кто из вас играть готов?
- Пес, корова, кошка? (Животные)
- Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
- Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
- Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
- Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
- Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
- Василек, ромашка, роза? (Цветы)
- Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)
Подбери еще названья
- Овощей, одежды, тканей,
- Фруктов, мебели, цветов,
- Улиц, речек, городов.
(Первая часть игры проводится устно, вторая - письменно).
Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.
Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Игра "Кто? и Что?"
Учитель называет одушевленные имена существительные, а ученики образовывают однокоренные неодушевленные и наоборот.
Например:
В этой игре необходимо обратить внимание на то, что к однокоренному слову, обозначающему неодушевленный предмет, можно подобрать слово, обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо соблюсти два условия.
Дети сами обратили внимание на то, что в новых словах в первом столбике добавили одинаковую часть слова.
Тема: "Род имен существительных".
Игра "Сложи тетрадки".
На доске таблички в форме тетрадей со словами.
Задача играющих - разложить тетради (слова) по портфелям (по родам). С учетом психологических особенностей младших школьников, а они в большинстве своем кинестетики, следует отметить, что в этой игре учащиеся могут "пощупать" род и самостоятельно сделать вывод, что есть существительные во множественном числе, у которых нельзя определить род, не переведя их в единственное число.
В этой игре можно использовать и существительные общего рода.
Например: забияка, задира, плакса и т.п.
Игра "Собери букеты".
Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.
Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.
Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.
В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.
Здесь происходит сведение и разведение смыслового и грамматического пластов языка, и дети должны переключиться с одного на другой, происходит структурирование сознания.
Тема: "Имя существительное". Закрепление пройденного материала.
В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.
ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО
СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ
Выпишите слова по их грамматическим признакам.
1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)
2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч. (Место)
3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Геннадий)
4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Сударь)
Эта игра интересна тем, что надо не просто найти слова, а выписать слова по их грамматическим признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем признаки данного слова. Это же задание требует от учащихся иного подхода; формирует структурность в сознании, в восприятии слова.
Ребенок здесь идет от общего, абстрактного (грамматической категории) к частному (слову). Он должен держать в голове, накладывать одну за другой грамматические категории и только потом делать вывод.
Тема: "Имя прилагательное".
Игра "Кто о чем подумал?"
Интересная работа с лексическим значением многозначных имен прилагательных.
Учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные.
Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки, серьги, волосы, украшения, часы, монеты.
Никто не назвал слово "руки".
Вывод: чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.
Тема: "Части слова".
Игра "Кузовок".
Учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:
Вот тебекузовок, клади в него все слова, что есть на "-ок", обмолвишься -отдашь залог.
Корзинка передается по очереди друг другу со словами:
Я положу в кузовок клубок.
А я платок.
А снежок. И т.д
Для игры можно брать и другие суффиксы.
Эта игра помогает освоить структуру русского языка.
Тема: "Предлоги".
Предлог в переводе с греческого языка обозначает "перед словом".
Предлоги не несут смыслового значения. Так, может быть, можно обойтись без них? Для ответа на этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о том, что без предлога смысл теряется.
Игра "Нужный предлог"
Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными.
(из, у, до, без, от)
уехал. . . мамы
позвонил. . . города
доехал. . . деревни
пришёл. . . тетради
стоял. . . дороги
вышел. . . поезда
Вывод: предлог ставится после глагола перед существительным.
Это интересно: В некоторых языках предлоги стоят после слов, к которым они относятся. Например, в языке народов Коми русское выражение на дороге звучит так: "туй вылын" - дороге на .
Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.
В заключение хотелось бы отметить следующее:
- Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
- Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).
Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!
И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.
Класс: 6
Цели:
- Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
- Учебные : расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся.
- Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры школьников.
Оборудование: мультимедийная установка.
1. Организационный момент (Приложение 1 . Слайд №1)
Уважаемые ученики и учителя! Эта неделя в школе
проходит под лозунгом «Неделя русского языка и
литературы», поэтому мы собрались с вами здесь.
Сегодня мы узнаем, что русский язык – это не
только скучный и трудный предмет, но и очень
интересный и познавательный.
Цель нашей игры – проверить ваши знания, выбрать
сильнейшего.
Представление команд.
В игре принимают участие 3 команды 6-х классов.
Предлагаю командам представиться: название
команды, капитан, небольшое представление
(сценка, стихотворение, песня, т.д.)
Представление жюри.
Условия игры.
Игра проводится в 3 тура. 1 тур называется
«Разделы русского языка», 2 – «Конкурс
капитанов», 3 – «Весёлая грамматика».
В каждом туре свои задания, свои баллы.
Команды отвечают в порядке очереди, но, если
отвечающая команда затрудняется, то очередь
переходит к той команде, которая знает ответ.
Особо оговариваем поведение команд: уважение
друг друга. Жюри это учитывает.
Начинаем! Желаю успехов!
2. 1 тур «Разделы русского языка» (Слайд №2)
Перед вами игровое поле с темами и баллами.
(Слайд №3) Команда выбирает тему и цену вопроса.
Не забываем, что с увеличением цены вопроса,
увеличивается и сложность задания.
Каждой команде даётся право выбора 4 раза.
Фонетика (Слайды №4-8)
10 Расставить буквы и прочесть названия 5 животных:
ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ ОВАРКО ЦУРИКА (козёл, утка, лошадь, корова, курица)
20 Расставить ударение:
Алфавит договор звонит красивее свекла торты
(Алфави т до гово р звони т краси вее св е кла то рты)
30 Замените следующие словосочетания одним словом с удвоенной согласной:
- Товарищ по работе (коллега)
- Популярная игра на льду (хоккей)
- Спортивный бег (кросс)
- Сотрудник газеты, журнала (корреспондент)
- Рисунки в книге, журнале (иллюстрации)
40 Ребус «Расписание уроков»
(история, математика, руский язык, география, рисование, физкультура)
50 Назовите слово, где количество звуков= количеству букв (Москва, дом)
Лексика (Слайды №9-13)
10 Дайте определение: Лексика. Синонимы. Антонимы.
20 Подберите антонимы:
Широкий (узкий)
Твёрдый (мягкий)
Старый (новый)
Скучный (весёлый)
Неряшливый (аккуратный)
30 Укажите верное толкование слова Батальный:
1. Отеческий
2. Командующий
3.Военный
4. Нарядный
40 По лексическому значению определить слово:
1) Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала (комплемент)
2) Неожиданный подарок (сюрприз)
3) Полный набор столовой или чайной посуды (сервиз)
50 Перевёртыши антонимы:
Мышка в босоножках (кот в сапогах)
Король Хохотун (царевна Несмеяна)
Собачья конура (кошкин дом)
Крестьянка на тыкве (принцесса на горошине)
Фразеология (Слайды №14-18)
10 Дайте определение: фразеологизм, фразеология.
20 Дайте объяснение фразеологизмам:
Клевать носом (спать, дремать)
Вставлять палки в колёса (мешать)
30 Назвать фразеологизмы со значением: «бездельничать» (Сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши, считать ворон)
40 Подобрать пару
50 С помощью мимики и жестов покажите фразеологизм.
Морфемика (Слайды №19-23)
10 Дайте определение: Морфемика. Словообразование.
20 Разберите по составу слова: снег, зимний, лепим
30 Восстановите словообразовательную цепочку:
Сухой – … – засушливость (засуха)
Небо – … – небесный (небеса)
40 Кто лишний:
Вода, водитель , наводнение
Рисунок, рисовый, зарисовка
Горец, горе, гористый
50 Придумать слово
– с приставкой тре (трезвон)
– с суффиксом ком (пешком)
Морфология (Слайды № 24-28)
10 Перечислите все самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, местоим., числит., наречие)
20 Определите часть речи: Из-за Лапища Если (предлог, существительное, союз)
30 Назовите слова разных частей речи, но с общим корнем: синь звон (синий, синева, звонок, звонить)
40 Из слова «ворот» получите 2 существительных (вор, рот)
50 По морфологическим признакам определите часть речи:
1) 2 скл.,ед.ч.,нулевое окончание (сущ)
2) -ие окончание (прил)
3) наст.вр., 3л., ед.ч. (глагол)
Синтаксис (Слайды №29-33)
10 Дайте определение: Синтаксис. Пунктуация.
20 Дайте полную характеристику предложению: Русский язык богат и могуч! (Пов., воскл., простое, распр., осложнено одн.сказ.)
30 Назовите вид предложения: 1) – =, и – = 2) – =, (когда – =) (ССП, СПП)
40 Сколько знаков препинания нужно поставить: Зимой все речки озёра покрываются толстым слоем льда и снега. (одну запятую)
50 Составьте предложение на тему «Зима»: Бессоюзное, одна часть которого осложнена однородными подлежащими.
Итак, 1 тур закончен. Уважаемое жюри, подведите итоги.
Слово жюри.
3. 2 тур «Конкурс КАПИТАНОВ». (Слайд №34)
Всем известно, что конкурс капитанов – это
конкурс знатоков. Вопросы могут быть не только по
предмету, они проверяют кругозор ученика.
Условия: каждому капитану даётся
определённое время и ряд вопросов. Ему нужно
ответить быстро на вопросы, если затрудняется,
можно сказать следующий, чтобы не терять время.
Стоимость каждого ответа 10 баллов.
Вопросы 1 капитану.
1. Самая низкая учебная отметка. Единица.
2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми
осыпают друг друга на балах и маскарадах.
Конфетти.
3. Книга для учителя, отражающая результаты
учебной деятельности каждого ученика. Журнал.
4. Изделие из горючих составов, дающее цветные
огневые эффекты на праздниках. Фейерверк.
5. Бывает барабанная, бывает десятичная. Дробь.
6. Бывает Великий, бывает воинский. Пост.
7. Каким ключом нельзя открыть замок?
Ключом-источником, музыкальным знаком.
8. Какую строчку не может прочитать ни один
учёный? Строчку, прошитую на машине.
9. Какие сто букв могут остановить движение
транспорта. Стоп.
10. Чистые листы в обложке. Тетрадь.
Вопросы 2 капитану.
1. Звуковой сигнал, который извещает о начале и
окончании уроков. Звонок.
2. График, содержащий сведения о времени, месте и
последовательности проведения уроков.
Расписание.
3. Совокупность букв, принятых в данной
письменности, располагаемых в установленном
порядке. Азбука.
4. Яркое освещение улиц и зданий по случаю
праздника. Иллюминация.
5. Бывает картонный, бывает драматический. Кружок.
6. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный.
Тираж.
7. В какой клетке нельзя держать птиц и зверей? В
тетрадной.
8. Какое слово состоит из семи одинаковых букв?
Семья
9. Наука о собаках. Кинология.
10. Наука, изучающая прошлое человеческого
общества по памятникам материальной культуры.
Археология.
Вопросы 3 капитану.
1. Мягкий белый известняк, используемый для
записи на доске. Мел.
2. Вращающаяся модель земного шара с его
географическим изображением. Глобус.
3. Карточка с вопросами для экзамена. Билет.
4. Соус из растительного масла, яичного желтка и
различных приправ. Майонез.
5. Бывает русая, бывает острая. Коса.
6. Бывает почтовая, бывает немецкая. Марка.
7. Какой вид художественного произведения
обозначается человеческим именем? Роман.
8. Каким гребнем голову не расчешешь? Петушиным.
9.Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить
обед. Соль.
10. Обращение, направленное на получение
каких-либо сведений, требующее ответа. Вопрос.
Слово жюри.
4. 3 тур «Весёлая грамматика». (Слайд №35)
Командам предлагаются вопросы, повышенной
сложности. Преимущество выбора у команды,
набравшей большее количество баллов. (Слайды
№36-40)
Право выбрать вопрос есть у каждой команды.
40 Отгадай загадку: По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река)
60 Занимательный вопрос: Что было «ЗАВТРА», а будет «ВЧЕРА»? (Сегодня)
80 Прочитай высказывание:
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
(Любите наш могучий язык!)
100 Буриме: по данной рифме написать стихотворение
ЛУЧАМИ – РУЧЬЯМИ,
СНЕГА – ЛУГА.(Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга)
5. Подведение итогов
Игра подошла к концу. Вы показали себя хорошими
знатоками русского языка.
Осталось выяснить, кто победитель, а кто из
команд занимает 2 и 3 места.
Слово жюри. (Слайд №41).
Вручение дипломов. Фото на память.
Занимательный материал по русскому языку.
Филологические игры и задачи.
Задачи:
Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и т.д;
Активно расширять лексический запас учащихся, активно использовать новую лексику;
Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.
Раздел «Лексика»
Игра «Омонимы»
Река в Московской области, или животное, или буддийский монах. (ЛАМА)
Фамилия поэта, или упаковка сигарет, или военный союз нескольких государств. (БЛОК)
Река в Сибири, или часть скелета, или бытовой предмет.(ТАЗ)
Хвойный лес, стальное сверло, химический элемент. (БОР)
Оружие, растение. (ЛУК)
Подъемно-транспортная машина, поднимающая и отпускающая груз, запорное устройство для трубопроводов. (КРАН)
Вселенная, отсутствие войны. (МИР)
Союз, объединение, сообщество; знак в виде дуги над нотами, обозначающий, что надо играть «легато»; единица длины в Великобритании и США, равная трем милям. (ЛИГА)
Занимательные вопросы тема «Омонимы»
Задание: ответьте на вопросы.
Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, пашня, оставленная без посева).
Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком
У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец)
Упражнения для использования в теме «Синонимы».
Задание: Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)
Огонь, осень, пламя.
Алфавит, чистописание, азбука.
Шалун, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, прыгать.
Ураган, дождь, пурга.
Задание: отгадайте загадки-шутки.
Какое государство сложно носить на голове? (Панама)
Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
Какой город летает? (Орел)
Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
Какая земля никогда не старится (Новая Земля)
Какое крыло никогда не машет? (Крыло самолета)
Тема «Фразеологизмы» Игра «Кто быстрее?
Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.
Дать ( дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).
Идти (идти в гору, идти в ногу, идти в разрез, идти своей дорогой).
Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).
Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).
Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).
Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро)
Тема «Ударение и интонация»
Занимательные стихотворения.
Задание: дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.
Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
В дом, сад, огород
Провели….( водопровод)
Был бы друг,
Будет и …(досуг)
Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его… (арбуз)
Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ….( свёкла)
Задача, используемая по теме «Части речи»
Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов.
Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у.
( вкус, воск, коза,кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус, и т.д.)
«Египетские иероглифы»
Во многих языках корнем слова являлись только согласные буквы . Иероглифы египтян могли передавать звучание слов при помощи изображения «предметных однокоренных слов». Расшифруйте и зашифруйте русские пословицы и поговорки в «египетском стиле», но не рисунками, а подбором слов (нарицательных существительных в именительном падеже единственного числа), обозначающих предметы. Их согласные буквы должны иметь такую же последовательность, как и согласные в пословицах и поговорках.
Расшифруйте русскую пословицу, записанную в «египетском стиле»:
Дуло, мост, рыба, утес.
Ваш ответ:
пословица : дело мастера боится.
Зашифруйте русскую пословицу «египетским способом»:
Ответ: Усы, бак, лото, вата, рана, сито.
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица: Собака лает – ветер носит.
Расшифруйте русскую поговорку, записанную в «египетском стиле»:
Мыло, узел, танк, дуда, рога.
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица : мал золотник, да дорог.
Зашифруйте русскую поговорку «египетским способом»:
Мастер на все руки
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица: Мост, арена, овес, река.
Перевертыши «Имена героев сказок»
Чтобы восстановить настоящее имя литературного героя, следует заменить слова – «перевернутого имени» на антонимы – слова, противоположные по смыслу. А ели антонима не имеется, то на слова из того же ряда понятий.
Нужно подбирать такие слова, чтобы получилось имя или прозвище известного литературного героя.
Астраускене Светлана Владимировна
Вместе с новыми стандартами образования в нашу жизнь пришли новые определения и понятия. Например, коммуникативная компетенция, или коммуникативная компетентность.Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Для повышения уровня коммуникативной компетенции у учащихся на уроках применяются различные методы и формы работы: работа в парах и группах, метод проектов, проблемный метод, работа с текстом, лингвистическая (языковая) игра и другие.
На уроках русского языка игры используются как средство освоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами в коммуникативной ситуации.
Помогая усвоить различные аспекты языка как средства общения, условно они делятся на:
- Фонетические, направленные на формирование правильного и коррекцию отклоняющегося произношения (например, «Невидимки-звуки», «Скорая фонетическая помощь» «Заблудившаяся буква» и др.),
- Лексические, ориентированные на обогащение словаря ребенка, освоение представлений о правильном употреблении лексических единиц в коммуникативных актах в зависимости от ситуации общения, стимулирующие творческие способности ребенка (словотворчество, импровизация и т.д.)
- Грамматические, обеспечивающие грамматическую компетентность школьника,
- Стилистические, призванные сформировать представления школьников о многообразии стилей речи и сферах их применения.
- фонетическая зарядка
- лингвистические «угадайки»;
- лингвистические «почемучки»;
- микроисследования;
- задания «на засыпку»;
- комплексный анализ текста.
- тренажёры
I .Фонетическая зарядка
1) Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний звук и объясните свой выбор: 1) [б у п ж ]; 2) [и, о, н, а ]; 3) [ д, г, в, л]; 4)[з, с. ш, ф].
2) Первым словом, которое произнёс котёнок Фруктя, было, конечно, слово мяу. Какие слова сказал Фруктя следующими, если известны. что они отличались от первого слова только первым звуком, причём в новых словах этот звук был сонорным?
3) Англичанин мистер Хэмстер приехал в Москву работать продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, только все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят».
4) Японец Сяй Ляй Вий продает рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, произносит все русские согласные мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покупайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»?
5) Тим и Том - два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим - с мягкой. Том любит пончики, а Тим - пирожки, Тим-рисует, а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том, а какие Тим: « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», « Красная шапочка». Можно все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова.
6) Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором, звук [з"]- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.
7) В предложении Кошка спит, а мышку видит каждая буква соответствует своему произношению. Придумайте сами такие предложения или слова.
II Лингвистические «угадайки».
1) Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой!
Первая часть : не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…, пристал как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как…
Вторая часть : …сквозь землю, …осёл, …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
2 ) Попробуйте зарисовать одно из действий Юрия Олеши таким образом, чтобы на вашем рисунке были представлены обе задействованные в сравнении вещи. Интересно, удается ли кому-нибудь, взглянув на ваш рисунок, понять, какое сравнение здесь зашифровано?
(Например : Сердце доктора прыгало, как копейка в копилке.
Сердце доктора прыгало, как яйцо в кипятке и т.д.)
3) Играем в игру «третий лишний». В каждой группе словосочетаний спряталась одна метафора. Найдите её! Не попадитесь в расставленные нами ловушки! (яркое солнце, волчий аппетит, кудрявые волосы; сладкий голос, глубокий колодец, ледяная горка; золотое кольцо, ледяной взгляд, широкий двор)
4) Помните известно стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? « Сел он утром на кровать, стал рубашку …» - что же он стал делать с рубашкой: надевать или одевать? А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? Придумайте свой пример с глаголом-паронимом.
5) Можете ли вы самостоятельно объяснить разницу между словами нетерпимый и нестерпимый, приметный и приметливый, кожный и кожаный? Придумайте предложения, в которых бы проявлялся смысл этих слов.
III. Лингвистические «почемучки».
1) Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
Наприме: хлеб, климат, подушка - [?] (мягкий)
деревня, тетеря, старушка - [?] (глухая)
дорога, воля, дисциплина - [?]
зуб, ключик, характер - [?]
2) Какое слово русского языка одновременно обозначает:
Скамья и магазин - ______________
Овощи старинное оружие- _______________
Покой и вселенную - _______________
Придумайте сами такие же вопросы с другими словами.
3) Попробуйте угадать слово:
а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом - к медлить;
б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем - к насыщенный;
в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом - к моросящий.
Придумайте словосочетания с этими словами.
IV. Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада).
1) Придумай как можно больше слов, в состав которых входят названия чисел «один, два, три, пять»
2) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
3) Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
4) Пропала буква (детективное расследование)
5) Представь, что на лесной поляне ты встретил Доску объявлений. Подпиши просьбы, приглашения и предложения.
У меня большие уши.
Приходите полюбоваться. ___________________
Вечером состоится концерт. Вход три комара,
Две мухи. Приходите на болото._________________
6) Вставь вместо точек нужный слог из трёх букв, и ты прочитаешь по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе начинаться с него.
Например: ты…..ртира - ты(ква), (ква) ртира
ус………ота
ко………..гарин
Ли…….ета и т.д.
V. Задания «на засыпку.
Диктанты "на засыпку";
Редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
Подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
«Слова из слова» - это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для третьеклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова.
«Редактор» - игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.