Собрать разрезанный квадрат. Сложи квадрат
КВАДРАТЫ НИКИТИНА
«Сложи квадрат» – знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.
Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.
Игра многоуровневая, уровень сложности зависит от количества составных частей. Самые простые задания (2-3 части) можно предлагать ребенку уже с 2 лет.
Игра вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд – малыши могут решать эти задачки несколько лет. Она обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.
Варианты основных задач:
Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. – перемешивайте детали.
Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».
Дополнительные задачи:
Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.
Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям .
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Занимательная игра-головоломка, предложенная Б.П.Никитиным в книге "Развивающие игры" .Идея этой развивающея игры родилась из старых головоломок - пентамино и танграм, в которых требовалось из нескольких деталек различной формы сложить разнообразные фигуры. Эти головоломки интересны даже для взрослых, но за них брались и дети, и сложность решения дала толчок к созданию набора простых заданий, которые по шагам подведут к полному решению.
Игра представляет собой набор из 24 (у Никитиных) квадратиков цветного картона, разрезанных на кусочки.
Цель игры - составить как можно больше квадратов из маленьких деталей.
Как изготовить игру
Конечно, сейчас можно найти и купить готовые комплекты этой настольной игры в крупных супермаркетах для детей, а еще проще в интернет-магазинах. Но сделать игру самому гораздо интереснее.
Итак, понадобится картон и цветная бумага. В идеале каждый квадратик должен быть своего цвета, поэтому и оттенков у цветной бумаги должно быть столько, сколько квадратиков вы планируете сделать. У Никитиных в книге 24 квадрата, но можно сделать и 20, и 30, и вообще любое количество, на которое хватит вашей фантазии при разметке деталей.
У нас было три комплекта по 36 квадратов.
Почему три? Все очень просто. В эту игру интересно играть на скорость - устроить соревнование, кто быстрее соберет заданное количество квадратиков. А соревнование подразумевает как минимум двоих, а лучше больше, участников.
Берем картон и аккуратно нарезаем его на квадраты. Сторона квадрата у Никитиных была задана и равнялась 8 см. Почему? Не знаю. У нас было три комплекта разных размеров - 5 см, 8 см и 10 см. Для малышей удобнее, конечно, более крупные детали, а для детей постарше - разницы нет.
На картонные квадраты наклеиваем цветную бумагу и сушим под прессом. Кстати, если у вас качественный картон, его можно просто покрасить!
На неокрашенную сторону наносим разметку, затем аккуратно разрезаем квадраты. Тут нельзя торопиться. Разрезав квадратик на детали, каждую из них нужно обязательно пронумеровать. Например, квадратик номер 7 состоит из 3 деталей. Их нужно так и подписать 7-1, 7-2, 7-3. Это поможет быстро найти нужные детали в общей куче.
Желательно заранее склеить или купить конвертики, по числу ваших квадратов. И каждый разрезанный квадрат поместить в свой конверт. Конверт тоже пронумеровать.
Варианты для разметки квадратов можно посмотреть здесь:
Как играть в "Сложи квадрат"
В этой игре нет четких правил и требований.
Для самых маленьких можно придумать сказку-историю. Например, про строительство дороги из квадратов. Первый квадратик вынимаем из конверта. Он целый! Укладываем в начало дороги. Достаем второй.
Ой, кто-то испортил наш квадратик. как бы нам его починить?
Для начала предлагаем ребенку детали, повернутые окрашенной стороной вверх, чтобы ему было легче ориентироваться. Затем, когда ребенок поймет, что надо из деталей сложить квадратик, можно разрешить ему самому доставать детали из конверта.
Если ребенок уже различает цвета, можно смешать детали нескольких квадратов вместе, тем самым значительно усложнив задачу. Ведь в начале нужно выбрать все детали одного цвета!
Дети постарше с удовольствием устраивают соревнования на скорость.
Кстати, некоторые квадраты не так-то просто будет сложить и вам, не смотря на то, что вы сами их изготовили!
Интересной и полезной игры ВАМ!
1 уровень2 уровень
Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 3 уровень
Описание игры
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможныхвзаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.
Как сделатьигру
Приготовьте24разноцветныхквадратаизбумагиразмером 80x80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).
Рис. 28
Рис. 29
Квадраты, изображенные на рис. 28–29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.
Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.
Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.
Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.
Как играть
Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23задачипостепенновозрастающейсложности.Ведьпервые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.
Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: “Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать... Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики...” Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.
– Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы.
И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Но во втором пакете лежит не квадрат, а 2 прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже “удивлен”.
– Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?
Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой; они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: “Вот хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!” И она осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: “Хорошо положила!”, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет “Уля, уля!” (Ура!)
Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается – половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.
– Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! – подбодриляВаню.–Сумеешьтыпробежатьпальчикамипотакой дорожке? Вот так! – ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно “переступаю” по ней. Ваня копирует мои движения, и после “прогулки” мы снова возвращаемся к СК-10.
– А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня!
Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок “по порядку”, т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание – “разложить пакеты по номерам”). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: “Сюда зеленые кусочки положи!” Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки.
Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков “паркетный пол”, у Любы получилось уже 3 квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.
Так постепенно малыши решают эти “задачки”: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру “забыли” на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.
В игре “Сложи квадрат” нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.
Усложнениявигревводятсяпримерновтакойпоследовательности:
1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.
2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).
3.Можнопредварительносмешиватькусочкиотнескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.
4. “Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).
5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то “неряха” свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85x85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. с № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1. Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.
6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.
7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”. Для этого договоритесь оправилах.Например,перед началомребенокготовитдлясебя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.
8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!
Рынок развивающих игр и игрушек на сегодняшний день впечатляет своим огромным ассортиментом. Идея раннего развития близка огромному количеству мам, и каждая из них ищет для своего ребенка подходящие занятия, благо, выбирать действительно есть из чего. Одно из пособий, зарекомендовавших себя среди деток и их родителей – это пособия Бориса Павловича Никитина, педагога-новатора. Свое изобретение они с женой опробовали на своих детях, а сегодня множество малышей занимаются по этим развивающим материалам.
Одно из таких пособий – игра с немудреным названием Сложи квадрат . Собственно, вся суть игры заключена в названии – из нескольких частей ребенок должен складывать квадраты. Квадраты Никитина используются для занятий с детьми от двух лет и старше. Так чем же полезна и привлекательна эта игра? В основе ее лежит некоторое подобие пазла – из отдельных деталей складываем цельную фигуру. Результат трудов всегда один – квадрат. Но от этого игра не становится скучной, наоборот - ребенок видит цель, к которой он должен прийти, и ищет способы, чтобы решить стоящую перед ним задачу.
Квадраты Никитина
имеют три уровня сложности. Разумеется, для самых маленьких деток необходимо выбирать игру «Сложи квадрат» первого уровня. Не думайте, что простые задания будут неинтересны вашему ребенку. Система игры составлена так, чтобы малыш, играя, не замечал плавного перехода от простого к сложному. Между тем, если первая фигура – это целый квадрат, а вторая – квадрат, разрезанный напополам, то дальше ребёнку предстоит складывать квадрат из трех, а то и пяти частей. Играть, конечно, необходимо вместе с взрослым, самому ребенку будет сложно освоить это пособие и скорее всего, частички квадратов потом вы будете находить в самых неожиданных местах квартиры. Поэтому будьте готовы уделить этому занятию немного времени. Итак, как же лучше играть?
Всего в наборе 24 квадрата разных цветов.
Если вы только начинаете играть с пособием, вручите малышу целый квадрат. Это образец, который ребёнок легко запомнит. Теперь можно предложить крохе 2 или 3 разрезанных квадрата. Так как первые из них совсем легкие, ребенок, подумав, без труда с ними справится. Сначала малышу придется перевернуть детали окрашенной стороной вверх, вспомнить образец, составить такую же фигуру из предложенных элементов. Видите, сколько действий в, казалось бы, совсем легком задании? Обязательно похвалите кроху за то, что он правильно построил квадратик, ведь похвала очень воодушевляет и является хорошим стимулом продолжать игру. С каждым разом задачу усложняем, добавляем новые квадраты, внимательно наблюдаем, насколько малыш справляется с заданием, даем ему самостоятельно разобраться. Детали можно смешивать и вручать ребенку одной пестрой кучей – пусть малыш сам рассортирует их по цветам. Количество квадратов, которые ребенок складывает за раз, также возрастает с двух-трех до 24-х! Разумеется, это делается не за одну и не за две игры, а очень постепенно, с полным комплектом квадратов дети учатся справляться обычно к трем-четырем годам.
Если вы хотите, чтобы малыш усвоил нумерацию с 1 до 24х, то в этом квадраты Никитина тоже смогут вам помочь. Стоит лишь перевернуть их тыльной стороной вверх и раскладывать квадраты не по цветам, а по номерам на каждой детали. Цвет в этом случае будет просто вспомогательным элементом.
Если малыш уже знает все квадратики и собирает их без труда, можно устроить игру на время или соревноваться с другими ребятами. А если первый уровень вы считаете пройденным, и хочется чего-то более сложного, то можно переходить к игре со вторым уровнем сложности – он предназначен для деток от четырех лет. А с пяти лет малышам можно предлагать игру «Сложи квадрат» третьего уровня сложности – здесь весьма непростые задания, над которыми даже взрослому порой предстоит немного задуматься. Важно не форсировать события, не торопить малыша и не перескакивать на более сложные уровни, считая, что предыдущий уровень ребенку уже неинтересен. Не нужно гнаться за результатом из разряда «А наш сын уже третий уровень в три годика собирает!». Гораздо важнее, чтобы ваш сын или дочь понимали смысл игры и получали от нее удовольствие и пользу.
Для того чтобы занятие не было слишком сухим и малыш не заскучал, можно придумать какой-нибудь сказочный сюжет. Например, квадраты – это кирпичики для домика, где будет жить мышка, или кусочки дороги для любимой машинки. Проявляйте фантазию, а главное – получайте удовольствие от игры. Дети прекрасно чувствуют настроение родителей. Однако, присутствуя в игре, не нужно подсказывать ребенку решение, показывать пальцем, куда положить ту или иную деталь, иначе места для размышлений малышу просто не останется – он будет ждать, когда вы сложите детали за него. Так же не советуется использовать рамку, которая иногда идет в комплекте с деталями. Вкладывание деталей в квадратные рамки существенно упрощает задачу, и эффект от такой игры снижается.
После игры всегда убирайте квадраты в недоступное место – они не должны применяться в каких-либо других целях.
Чем же полезна игра Сложи квадрат Б.П. Никитина для вашего малыша?
Квадраты Никитина обеспечивают вашему ребенку комплексное развитие:
побуждают ребенка активно мыслить;
способствуют совместной игре родителя и ребенка;
ребенок знакомится с основными цветами и их оттенками;
ребенок учится раскладывать сложное задание на более простые и последовательно их решать;
развивается логическое и образное мышление;
развивается мелкая моторика;
развиваются математические и творческие способности
Простая с виду игра Б.П. Никитина на деле оказывается не такой уж и простой, из нее можно извлечь массу пользы для ребенка при правильно организованных занятиях. Используя творческий подход, эту игру можно использовать для развития самых различных качеств и навыков. Вашему ребенку и вам обязательно понравится играть, складывая яркие детали в квадраты.
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.
Как сделать игру Сложи квадрат
Приготовьте двадцать четыре разноцветных квадрата из бумаги размером восемь на восемь сантиметров. Наклейте их на плотный картон толщиною один-два миллиметра и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рисунке.
Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец - квадрат номер один. Квадраты, изображенные на рисунке, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.
Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать двадцать три разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в двадцать три цвета, да и обрабатывать в домашних условиях пластик труднее.
Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей двух-четырех лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте, под тем же номером, что и сам квадрат.
Таким образом, у вас получится восемьдесят пять кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить двадцать четыре квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.
Как играть в игру Сложи квадрат
Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на двадцать три кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец - квадрат номер один, чтобы получилось двадцать четыре целых квадрата. Это значит разрешить двадцать три задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые три квадрата разрезаны только на две части, затем восемь квадратов складываются уже из трех частей, затем из четырех и, наконец, даже из пяти. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Дети же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более и более сложных.
Последовательность игры может быть следующая:
1. Сначала ребенок рассматривает образец - неразрезанный квадрат - квадрат номер один и складывает квадрат номер два, состоящий из двух частей. Если ребенок различает цвета, то можно сразу перейти к квадратам номер три и номер четыре. Ребенок самостоятельно достает из конверта кусочки квадрата, подбирает их по оттенкам цвета и складывает квадрат.
2. Постепенно увеличивайте число заданий, прибавляя каждый раз по одному-двум новым заданиям.
3. Предварительно смешайте части разрезанных квадратов (номер два, три и четыре), сложите все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты.
4. Смешайте части, например, первых пятнадцати квадратов (или первых пяти, или первых десяти) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры.
5. Детям примерно с четырех лет и старше можно давать уже самый сложный вариант задания - разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все двадцать три квадрата, части которых перепутаны. Порядок складывания квадратов можно менять: один раз начинать с номеров два, три, четыре и т.д., а другой раз с номеров двадцать четыре, двадцать три, двадцать два и т.д.
6. Когда ребенок научится складывать самые сложные квадраты, можно дать задание "на время". А если есть несколько комплектов игры, то можно устроить настоящие соревнования.
7. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а их можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т.п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и родителей, да и самих малышей, которые с удовольствием примут участие в такой работе.