Скачать сценарий литературный квест в детской библиотеке. Библиотечная игра- квест " кладовая мудрости"
МБОУ «СОШ №20»
Интеллектуальная игра
ЛАБИРИНТ
Интеллектуальная игра
"Лабиринт"
Правила игры
Вопросы задаются по определенным темам каждому из игроков, согласно полученному при жеребьевке, номеру. За правильный ответ - жетон. Если игрок не может ответить на заданный вопрос, право ответа переходит к поднявшему руку игроку.
В раунде «Черный ящик» отвечает игрок, первым поднявший руку.
Победителем становится игрок, набравший за игру большее количество жетонов.
ВОПРОСЫ
Вопросы по истории
Что может быть солнечным, Юлианским, Григорианским? (Календарь, 1582).
Они родились в античные времена, потом были забыты. Теперь они проходят каждые четыре года, причем только зимой и летом? (Олимпийские игры).
Масленица. Что прославляет этот праздник? Почему пекут блины? (Блины - символ солнца).
Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов? (Геракл).
Богиня красоты в Древней Греции (Афродита).
С кем сражался Персей? (С медузой Горгоной).
В средние века существовала феодальная лестница. Кто был выше по рангу герцоги или бароны? (Герцоги).
Основатели славянской грамоты в IХ веке? (Кирилл и Мефодий).
Великий путешественник ХIII века, венецианский купец, долго живший в Китае и написавший об этом крае книгу, долгое время служившую руководством для составления географических карт. (Марко Поло).
Итальянский мыслитель, ученый, сожженный на костре за свои убеждения. (Дж. Бруно).
Самый главный бог в римской мифологии? (Юпитер).
Самая распространенная обувь ХVIII века в России? (Лапти).
Главный бог древних греков? (Зевс).
Фантастическое сказание о богах у древних греков? (Миф)
Гроб, в который клали мумию? (Египет) (Саркофаг)
Легкая двухколесная повозка, запряженная лошадьми? (Колесница)
Знаки – рисунки? (Египет) (Иероглифы)
Правила, по которым должны жить христиане? (Заповеди)
Большое и сильное государство? (Держава)
Просьба к богу? (Молитва)
Управление государством в Афинах, «власть демоса», то есть народа? (Демократия)
Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач, в древней Греции? (Атлет)
Преобразования в древней Греции? (Реформа)
Налог с торговли в древней Греции? (Пошлина)
Вопросы по естествознанию
Место среди пустыни с пышной растительностью. (Оазис)
Австралия - это континент. Сколько на этом континенте стран? (Австралия).
Из какого растения делают халву? (Подсолнечник).
Самая маленькая птица? (Колибри).
Самое глубокое озеро? (Байкал, 1620 м).
Самый распространенный напиток, утоляющий жажду? (Вода)
Самое страшное по разрушительной силе природное явление? (Землетрясение).
Самый сильный ветер. (Ураган).
Птица с самым большим клювом? (Пеликан).
Самая большая пустыня? (Сахара).
Самый большой континент? (Евразия)
Самая большая птица? (Страус)
Самое высокое дерево? (Эвкалипт)
Самая длинная змея? (Анаконда)
Самая большая страна? (Россия)
Самый крупный орех? (Кокос)
Самый большой океан? (Тихий)
Линия, проходящая по середине Земли? (Экватор)
Главный город страны? (Столица)
Тихий морской ветер? (Бриз)
На каком языке говорят большее количество людей? (Китайский)
Самое низкорослое племя на земле? (пигмей 140 см.).
Самая близкая к Земле звезда? (Солнце).
Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)
Вопросы по искусству
Художник, рисующий сцены сражений. (Баталист).
Что объединяет эти понятия: Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица? (Балеты).
Дощечка у художника для смешивания красок. (Палитра).
Что объединяет поэта Некрасова и художника Репина? (Бурлаки).
Что обозначает слово "рояль"? (Королевский).
Композиторы, сами сочиняющие музыку, слова песен и сами исполняющие их под гитару? (Барды).
Список играемых театром пьес в данном сезоне? (Репертуар).
Искусство составления букетов и композиций, пришедшее к нам из Японии? (Икебана).
Знаменитая икона Рублева? ("Троица").
Самый известный мультипликатор (Дисней).
Самый большой клавишный инструмент? (Орган).
Великий ученый, поэт, основатель Московского университета. (Ломоносов).
Он родился 15 октября 1814 года. Погиб, как и Пушкин, на дуэли. Одновременно с выстрелом противника раздался раскат грома. (М.Ю.Лермонтов).
Моряк из Йорка, проживший 28 лет в одиночестве у берегов Америки, близ устья реки Ориноко. (Робинзон Крузо).
Откуда эти слова: "Ты все пела, это дело, так поди же попляши"? (И.Крылов "Стрекоза и муравей").
Самое часто встречающееся имя в произведениях Кира Булычева. (Алиса).
Самый известный псевдоним Аркадия Голикова. (Гайдар).
Самая известная книга в мире. (Библия).
Самый известный литературный герой писателя Н.Носова. (Незнайка).
Сказка о пользе коллективного труда. (Репка).
Соседка, боровшаяся за братскую любовь в сказке. (Герда).
Русская народная сказка, в которой главный герой является хлебобулочным изделием. (Колобок)
Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)
Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства.(Талант)
Вопросы на сообразительность
Что общего у слов "характер" и "орешек"? (Крепкий).
2 отца и 2 сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому досталось по целому яйцу. Как это случилось? (Дед-отец-сын).
Сколько раз нужно распилить палку, чтобы из одной получить пять. (4 раза)
Под каким кустом сидит заяц во время дождя. (Под мокрым)
Первое жилище человека? (Пещера).
Отрезок времени в СТО лет? (Век).
6 ног, 2 головы, а хвост один (Всадник на коне).
Что больше дюйм или сантиметр.(Дюйм)
За какое время можно поставить три укола, если перерыв между уколами 30 мин. (1 час)
Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
Когда он нужен - его выбрасывают, а когда он не нужен - поднимают. (Якорь)
Что вверх корнем растет? (Сосулька)
Какое наибольшее число можно записать при помощи трех цифр? (999)
Что можно приготовить, но что невозможно съесть? (Уроки)
В каком месяце бывает 28 дней? (В каждом)
Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, а остальные уже не натощак)
Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины. Дальше он уже выбегает)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Вас семь человек. В корзине лежит семь яблок. Как разделить яблоки поровну и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Тот, кто раздает, оставит для себя яблоко в корзине)
У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (Четыре)
У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки)
Черный ящик
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? (Лавровый лист)
В воде родится,
а воды боится. (Соль)
Без ног приходит,
без языка рассказывает. (Письмо)
Подведение итогов игры
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.
Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.
Основные правила/условия квеста:
Есть определенный сюжет игры
Есть задания/препятствия
Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.
Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.
Работа организуется так:
Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.
Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....
В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.
В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).
Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).
Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:
Конкретный герой книги,
Конкретная книга,
Сквозная тема, по которой подбираются задания.
У нас прошло уже несколько библиоквестов:
- «Наш Пушкин» (2009)
- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)
- «Вселенная школьных наук» (2011»)
- «Пиратские библиосумерки» (2012)
Несколько слов об одной из игр.
В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:
Через музыку
Через театрализацию и творческие мастерские
Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.
Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.
Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).
У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,
Кто и почему стрелялся на дуэли,
По каким правилам писали письма в 19 веке,
О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,
Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….
Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:
Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,
Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,
Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,
Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.
Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J
Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.
Был предусмотрен
сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться
на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны
таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе
фотки на флешки/диски.
Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):
БИБЛИО КВЕСТЫ.
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные.
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)
Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.
Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.
К маршрутному листу прилагается таблица:
Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.
Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.
Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.
Загадки часовых:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)
Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)
При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.
ХОД ИГРЫ.
Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)
Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.
Дорогие мои друзья!
Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.
Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)
Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.
СТАНЦИЯ 1.
Сложи ПАЗЛЫ
(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.
СТАНЦИЯ 2.
Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА
- Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
- К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
- За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
- Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
- Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
- Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
- За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)
- Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
- В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)
За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов
СТАНЦИЯ 3.
БАСНИ.
Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.
- А Васька слушает… (да ест)
- А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
- Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
- Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
- Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
- Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
- Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)
- Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
- Недаром говорится… (что дело мастера боится)
- Услужливый дурак… (опаснее врага)
За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)
СТАНЦИЯ 4.
БЮРО НАХОДОК.
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.
- Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
- Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
- Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
- Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
- Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
- Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
- Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
- Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
- Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
- Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)
За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов
СТАНЦИЯ 5.
Буквенные ПАЗЛЫ.
Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)
За полный правильный ответ - 2 балла
СТАНЦИЯ 6.
ЦИФРЫ в литературе.
Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.
За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.
Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».
Этап третий.
Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
Проводится награждение.
Игра представляет собой викторину в виде квеста. Очень удобная форма проведения (дети восприняли с большим интересом). При необходимости можно заменить произведения (на усмотрение педагога) и провести данную игру как внеклассное мероприятие или урок литературы.
Сценарий игры для летнего лагеря «Литературный квест»
Цели:- развитие логического мышления,
- проверка знания литературных произведений,
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русской и зарубежной литературе,
- совершенствование некоторых видов речевой деятельности школьника (слушание, говорение);
- развитие интереса к чтению литературных произведений,
- сплочение коллектива,
- выявление лидеров.
Задачи:
- актуализировать знания о литературных произведениях (А. Милн «Винни – Пух и все-все-все», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина),
- расширить кругозор учащихся,
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности,
-создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Необходимое оборудование:
- жетоны по количеству вопросов;
- книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все», А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина и др.;
- портреты русских писателей;
- листочки и ручки по количеству команд;
- грамоты для награждения участников.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рады видеть вас! Скажите, пожалуйста, любите ли вы компьютерные игры?
/Ответы детей/
- А что вы знаете, о таких компьютерных играх, как квест?
/Ответы детей/
- Квест, или приключенческая игра - один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым, а может давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Название quest произошло от серии игр фирмы Sierra (Space Quest, King"s Quest, Police Quest и другие). Ребята, сегодня вам предстоит принять участие в литературном квесте. Вы готовы?
/Ответы детей/
- Для участия в этой увлекательной игре нам предстоит разделиться на команды.
/Деление на команды по какому-либо принципу: «Груша – яблоко – банан», «Броуновское движение» и т.п./
- Ребята, а теперь каждой команде предстоит выбрать капитана и придумать название.
/Знакомство с командами и их капитанами./
-Приступаем к игре. Познакомимся с её правилами. Игра состоит из 4 уровней. На каждом уровне вам предстоит ответить на ряд вопросов. Право на ответ получает тот, кто первым поднимет руку. Если прозвучит неверный ответ, право на ответ переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество жетонов. Итак, прежде чем попасть на первый «уровень», необходимо отгадать загадку и найти книгу-отгадку.
С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит.
/Дети произносят отгадки, находят книги-отгадки среди других/
- Молодцы, ребята! Вы справились с первым испытанием и перешли на первый уровень игры. Как вы, наверное, уже поняли, этот уровень будет посвящен произведению Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Гуляя, Винни всегда был весел. А вот чтобы узнать, где он гулял, отгадайте загадку.
На горе шумит
А под горой молчит. (Лес.)
Пух вышел на поляну и увидел высокое превысокое...
Летом холодит,
Зимой согревает. (Дерево.)
На верхушке этого дерева Винни увидел...
Приятное мое кушанье,
Сладок плод моих трудов. (Пчела.)
И Пух полез на дерево за этим лакомством.
Стоит посудина долблена,
А в ней кашица не варена. (Улей и мед.)
Но вот Пух упал с дерева в кустарник, а как называл¬ся кустарник?
На горе горынской
Стоит дуб волынский,
Нам нем платье богатырское,
А сучье дьявольское. (Терновник.)
Вытащил Пух из носа колючки, отправился к своему другу Пятачку и стал просить у него...
Твой хвостик Я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Воздушный шарик.)
У Пятачка было два воздушных шарика один синий, а другой зеленый: «Если будешь добывать мед на зеленом шарике, то пчелы примут тебя за...»
Летом вырастаю,
А осенью опадаю. (Листья.)
А если лететь за медом на синем шарике, то ты бу¬дешь похож на...
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
Друзья взяли синий шарик, а Пятачок еще прихва¬тил с собой...
Черный кочет
Рявкнуть хочет. (Ружье)
Они отправились в поход. Друзья стали надувать шар, вдруг Пятачок отпустил веревочку и Пух полетел в... Это что за потолок -
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий. (Небо.)
«Ура! - закричал Пух. -Ну, на кого я похож?» Отгадаем, на кого же он похож?
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Наступило недолгое молчание и опять послышался голос: «У тебя, Пятачок, есть дома эта вещь?»
Гуляю я и в дождь, и в зной -
Характер у меня такой. (Зонт.)
Вдруг пчела села Пуху на...
У чурки две печурки. (Нос.)
Из-за какого именно насекомого его назвали Пухом?
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
Гулял Пух по лесу и попал в гости. К кому?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Кролик.)
А про какой продукт Пух сказал, что его можно не да¬вать?
Всем нужен,
А не всякий сделает. (Хлеб.)
Пух полез из норы, и сначала показался его...
Есть всегда он у морей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Потом показались его...
Плосконькая досочка:
По краям обшивка
А в середке дырочка. (Уши.)
Потом показались лапы, а потом Пух завопил отчаянным голосом. И Робин предложил ему похудеть, а с помощью друзей Пух вылез из норы.
- Молодцы, ребята! Для перехода на второй уровень необходимо выполнить следующее задание. Найдите среди представленных портретов тот, на котором изображён автор таких произведений, как «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его балде». На листочке напишите номер этого портрета.
/Выполнение задания/.
- Молодцы, ребята! Вы перешли на второй уровень, задания которого посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
1. Какой кот курсирует у Лукоморья? /Учёный/
2. Сколько лет прожили вместе старик со старухой? / «Ровно 30 лет и 3 года»/
3. Кто принёс царевне отравленное яблоко? /Чернавка/
4. Какое свойство имело зеркальце из сказки «О мёртвой царевне»? /«Говорить оно умело»/
5. Как обозвала старуха старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку? /«Дурачина ты, простофиля»/
6. Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»? / «Сказка о золотом петушке»/
7. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»).
8. Кто был предводителем тридцати трех богатырей? (Черномор.)
9. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун.)
10. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем.)
11. Что случилось со старым корытом старухи? (Раскололось.)
12. Какого цвета были сапоги у старухи, когда она была столбовою дворянкой? (Красного.)
13. Что приказала царица Чернавке сделать с царевной? (Увести в лес на съедение волкам.)
14. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? («В Окияне-море».)
15. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Новую избу.)
16. В какой гроб семь богатырей положили царевну? (Хрустальный.)
17. Что сделала царица с волшебным зеркальцем, когда узнала, что царевна ожила? (Разбила.)
18. К какому месяцу должна, по словам царя, родить ему сына-богатыря красна девица? («К исходу сентября».)
19. Что говорит ученый кот, когда идет налево? (Сказки.)
20. Каково имя няни Александра Пушкина? (Арина Родионовна.)
- Ребята, на следующем уровне себя проявят ваши капитаны. Как известно, любой руководитель должен обладать хорошей дикцией. А чтобы выработать чёткую дикцию, необходимо время от времени проговаривать скороговорки.
Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тётя чуть чего читает Тютчева.
- Молодцы! Чтобы перейти на следующий уровень, вам предлагается такое задание: написать на листочке автора и название произведения, герои которого находятся перед вами. (Изображения Буратино и Мальвины, героев произведения Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
1. У кого из героев сказки фамилия и имя различаются лишь одной буквой? / Карабас Барабас/
2. Кому подарил говорящее полено Джузеппе? (Шарманщику Карло.)
3. Кто едва не погубил Буратино в первый день его жизни? (Крыса Шушара.)
4. Кто такие Алиса и Базилио? (Лиса и кот.)
5. Кто спас Буратино, когда разбойники повесили его на дерево? (Мальвина.)
6. Каким лекарством лечили Буратино? (Касторкой.)
7. Как называлась страна, в которую Буратино звали кот и лиса? (Страна Дураков.)
8. Какие слова должен был произнести Буратино, чтобы выросло денежное дерево? (Крекс, фекс, пекс.)
9. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук.)
10. Где находилась потайная дверь, которую надо было открывать золотым ключиком? (В коморке Папы Карло.)
11. Что нашел Буратино и его друзья за этой дверью? (Кукольный театр.)
12. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? («А роза упала на лапу Азора», фразу можно читать и слева направо.)
13. Что мечтал купить папе Карло Буратино? (Новую куртку.)
14. Он «в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб». (Шарманщик Карло.)
15. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу». (Буратино.)
16. «Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком». (Мальвина.)
17. «Появилась большая, страшная змеиная голова». (Черепаха Тортилла.)
18. «Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». (Дуремар.)
19. «Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок». (Пьеро.)
20. «Человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил». (Карабас Барабас.)
/Подведение итогов игры/
Команды занимают призовые места в зависимости от количества заработанных жетонов. Можно отдельно отметить капитанов команд и наиболее активных участников игры.
- Ребята, вам понравилась игра?
-Вот видите, в интересные игры таятся не только за экранами мониторов. Надеюсь, сегодняшняя встреча заставит вас открыть какую-нибудь интересную книгу, скрывающую множество литературных загадок. Спасибо за игру! До новых встреч!