Презентация дидактические игры по развитию речи. Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
3 слайд
Описание слайда:
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
4 слайд
Описание слайда:
Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.
5 слайд
Описание слайда:
Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.
6 слайд
Описание слайда:
Игры и упражнения, направленные на: Название игры Звукоподражание «Чей это голос?», «Кто как говорит» Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку», «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета «Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино», «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Сравни разных зверят», «Кто лучше похвалит» Ознакомление с противоположностями «Куклы рисуют и гуляют», «Куклы: веселая и грустная» Закрепление представления об обобщающих словах «Назови одним словом» Образование форм род. падежа мн. числа существительных «Чего не стало?», «Прятки» Подбор глаголов «Кто, что умеет делать?», «Где что можно делать? », «Закончи предложение», «Оркестр», «Добавь слово», «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа, нового окончания знакомой сказки «Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками По сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Коза с козлятами» …
7 слайд
Описание слайда:
Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».
8 слайд
Описание слайда:
Игры и упражнения, направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи «Найди первый звук», «Как слово звучит», «Громко-шепотом», «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) «Кто больше слов скажет», «Кто заблудился?», «Кого можно гладить», «Шишка», «Ручка-ножка», «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт», «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника»
9 слайд
Описание слайда:
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.
10 слайд
Описание слайда:
Игры и упражнения, направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой, слоговой и смысловой стороне слова «Что такое звук, слово, предложение?», «Едем, летим, плывём», «Найди слова», «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, антонимов, сходных по звучанию слов) «Что вы видите вокруг?», «Скажи какое», «Найди точное слово», «Это правда или нет?», «Назови одним словом», «Высокий - низкий» Формирование грамматического строя речи «Кто у кого», «Один-много» Развитие связной речи «Составь описание», «Придумай рассказ», «Скажи точнее»
11 слайд
Описание слайда:
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
14 слайд
Описание слайда:
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР» Выполнила воспитатель Антошина А.В. ГБДОУ д/с №33 2017 год
2 слайд
Описание слайда:
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие речи дошкольников старшего возраста в игровой деятельности Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата Поддерживать интерес детей к диалогическому общению в совместных играх и занятиях. Месяц Содержание работы сентябрь Выбор темы. Подбор литературы Октябрь Проведение наблюдения и выявление уровня речевого развития детей в ходе применения специализированных дидактическихигр Ноябрь-декабрь Формирование картотеки дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, изготовление материала для игр Январь-февраль Активное использование дидактических игр упражнений на развитие речи. Создание в группе центра речевого развития. Март-апрель-май Взаимодействие с родителями: оформлениепапок – передвижек, консультации, беседы, выставки и совместные дела
3 слайд
Описание слайда:
Изучение специальной методической литературы: (в течении года) Алексеева. М.М. Речевое развитие дошкольников[Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –М.: Академия, 2000. 159 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей[Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с. 3Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: для воспитателей детского сада и родителей./ Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2008. 96с. 4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 2003. 423 с. 5. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. –2009. -№7. С. 66-70. 6.Бейлина, А Ф. Фребель: игры и игровые средства [Текст]:/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. –2010. № 3. С. 56 –59. 7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.[Текст]/А.К. Бондаренко, А. И. Матусик.–М.: Просвещение, 2002.
4 слайд
Описание слайда:
Услуги Интернет. Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» «Обруч» 8.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей детского сада. –2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. –М.: Просвещение, 2009. 169с. 9. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст]/ Т. Ветчинкина // Учитель. –2009. -№3. С. 14-15. 10.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст]: / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. –М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
6 слайд
Описание слайда:
настольно – печатные. игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста. словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. игры с предметами. игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. Виды дидактических игр
7 слайд
Описание слайда:
Игры с предметами можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Посадка детей (сильный со слабым). Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее подобрать слова на случай затруднения детей
8 слайд
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Основные задачи речевого развития
- Развитие звуковой культуры речи;
- Формирование грамматического строя речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие связной речи.
- Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.
Игры упражнения для развития речи младших дошкольников
Ведущая линия развития речи детей 3–4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.
Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
Отчет по теме самообразования «Развитие речи младших дошкольников с помощью дидактических игр".
Степанова Елена Васильевна
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённости в неё, определённые способности к коммуникации.
В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания. Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития. Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Значимость речи в жизни дошкольника
Общение со взрослым
Получение информации
Овладение нормами поведения
Приобщение к деятельности
Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Мною была поставлена цель – речевое развитие детей
И определены задачи:
1. Подобрать и использовать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей; на воспитание звуковой культуры речи детей
2. Формировать разговорную (диалогическую) речь детей. Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника
Пополнение и активизация словаря
Развитие связной речи
Формирование правильного звукопроизношения
Умения правильно выражать свои мысли
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому использовала в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Покатаем брёвнышки», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Загони мяч в ворота» «Ветерок» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.
«Покатаем брёвнышки»
«Бабочка, лети»
«Загони мяч в ворота»
«Горячий чай»
«Ветерок»
Большое внимание в своей работе уделяла развитию мелкой моторики рук, пальчиковой и артикуляционной гимнастике
Упражнение «Наматываем ниточку»
Развитие мелкой моторики рук (обводим контур)
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, я уделяла дидактической игре.
Учила детей выделять звук.
Играла с детьми в такие игры:
«Заводные игрушки», Подскажи кукле звук» и др.
"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж - полетел жучок;
Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;
Ц - запрыгала белочка;
Ф - зафыркал ёжик.
"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просила поправить куклу, где необходимо.
На солнышке грелся черноухий котено. (К). На него смотрел белолапый щено. (К). Он хотел его догна. (Т"). А рядом по двору гулял важный пету. (X). За ним бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М) и т. д.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы.
Основные направления, выполненной работы:
Обогащение словаря детей именами существительными – учила детей обобщающим словам, называнию детенышей диких и домашних животных и птиц и образованию новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
Обогащение словаря глаголами – учила детей называть способы передвижения разных животных, называть действия, которые совершает тот или иной предмет.
Обогащение словаря именами прилагательными – учила называть вкус продукта, вводили в речь детей прилагательные-антонимы («скажи наоборот»).
Обогащение словаря наречиями проводила путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т. д.
Все эти игры не только значительно обогащают словарный запас детей, но и дают начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку.
Использовала дидактические игры в режимных моментах: свободной деятельности детей, на прогулках, в индивидуальной работе и НОД.
Итак , дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Подготовила ст. воспитатель МКДОУ детский сад №2 Олейникова Е.А. 2016г.
Слайд 2
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 3
Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка. Решить эту задачу помогают дидактические игры.
Слайд 4
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Слайд 5
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.
Слайд 6
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Слайд 7
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
Слайд 8
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами Настольно печатные Словесные игры Дидактические игры Дидактические игры Игры с предметами Настольно-печатные игры Словесные игры
Слайд 9
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
10
Слайд 10
В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.
11
Слайд 11
В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств.
12
Слайд 12
Основная задача дидактических игр по развитию в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи..В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.
13
Слайд 13
Таким образом, система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.