Настольные игры 2 мл доу. Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста картотека (младшая группа) на тему
Парные картинки
Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.
Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.
Игровое действие. Поиск одинаковых картинок.
Ход игры . Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10—12), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.
Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.
Кто что делает
Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.
Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур, колхозники пропалывают поле и т. д.
Игровые действия. Поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке. Соревнование — кто первым сложит картинку.
Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10 — 12.
Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку. Он получает значок победителя, например звездочку.
Не ошибись!
Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Игровое правило. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.
Игровые действия . Поиск нужных частей картинки, их складывание; соревнование.
Ход игры . У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе — в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. Кто первым сложит целую картинку, тот и выигрывает.
По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям. Например, строитель: подобрать все инструменты, необходимые ему для работы, — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др.
На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получиться большая, целая.
Домино
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Игровые правила . Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок.
Игровые действия . Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Ход игры . Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4—6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4 — 6 карточек, и игра продолжается.
Лото
Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, пионерах, школе, домашних животных, о семье систематизировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья, пионеры.
Игровое правило . Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, пионерский лагерь, семья, школа, домашние животные.
Ход игры . Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.
Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место.
Охотник и пастух
Дидактическая задача . Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Игровые правила . Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху (см. рис). Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает.
Игровые действия . Поиск нужных картинок; соревнование; использование фланелеграфа.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух». Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете.
— Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр, — перечисляют дети.
— Почему они называются дикими? — спрашивает ребят воспитатель. — Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?
— Охотник, — дружно отвечают дети.
— А кто такой пастух? — снова задает вопрос воспитатель. — Каких животных он пасет?
Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.
— Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных.) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа — луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны—лес, там живут дикие звери.
По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.
Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» — подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4—5), в следующий раз надо добавить еще по 2—3 вида, чтобы усложнить задание.
Что лишнее?
Дидактическая задача . Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Игровое правило . Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.
Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.
Ход игры . На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках — необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.
Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Когда это бывает?
Дидактическая задача . Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила . По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие. Поиск нужной картинки.
Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер», — говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.
— Почему ты показал эту карточку? — спрашивает воспитатель вызванного ребенка.
— Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно, — отвечает он.
«Ночь», — говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.
Где это можно купить?
Дидактическая задача . Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко»; промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивный магазин»); учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.
Игровое правило. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.
Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.
Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко).
— А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине это можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку!
Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!» Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Там, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.
Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какой магазин рядом с домом, чтобы помогать родителям делать простые покупки.
В детском саду настольные игры для детей 3-4 лет, а также малышей и дошкольников – не просто один из видов развлечений, а важный инструмент в развитии эмоций, внутреннего мира, психологического стержня, характера. Главная задача педагога заключается в правильном подборе игр, соответствующих возрастной категории ребят и их интересам в садике. В современное «компьютерное» время дети зачастую лишаются возможности в домашних условиях полноценно играть за столом – глядя на взрослых, они отдают предпочтение телефонам, приставкам, телевизорам. Именно поэтому качественная организация настольного досуга, внедренная в детский сад, так важна и актуальна.
Настольные игры для детей 2-3 лет (младшая группа)
Малыши 2-3 лет зачастую еще не разговаривают, не улавливают разницы в цветах и формах, не знают названий предметов. Воспитателю необходимо предложить таким деткам настольные игры по развитию речи, визуального и слухового восприятия, внимательности. Играть совместно без помощи взрослого ребята пока не могут, поэтому педагог выступает в роли координатора и наставника в группе садика.
Дети младшей группы очень любознательны и интересуются всем новым для себя. Предложите им поиграть в яркие пирамидки, лото из картинок, крупные пазлы, построить башни. Каждая игра должна быть яркой, красивой и максимально безопасной. Никаких мелких деталей (фишек, кубиков), острых предметов — садик по умолчанию должен быть местом, в котором всегда безопасно для ребенка. Вы можете сделать своими руками пальчиковый театр и предложить вместе с детьми разыграть сценку.
«Отгадай и назови»
Из коробки достаются картинки с изображением различных предметов (фрукты, транспорт, птицы и прочее). Ребенок должен назвать то, что он видит. |
|
«Где чей домик»
Задача малышей – сопоставить зверей с местом их обитания правильно. Это могут быть печатные пазлы, покупные картинки, магниты или магнитные доски. |
|
«Четвертый лишний»
Из предложенных вариантов животных, растений, насекомых, птиц, продуктов питания и прочего убирается лишнее. Ребенок сам должен определить признак, по которому произвести выбор – в случае неудачи воспитатель подсказывает, заводя речь издалека. |
Настольные игры для детей 3-4 лет (средняя группа)
В возрасте с 3-х лет ребенок уже активно общается с окружающими его сверстниками и в силах совместно с ними что-то изучать и открывать. На данном этапе настольные игры для детей 3-4 лет могут приобретать новые правила, а педагог выступает в роли арбитра на «поле». Совместное занятие призвано развивать чувство справедливости — малыши учатся радоваться не только личной победе, но и успехам сверстников. Девочка с удовольствием примется увлеченно играть в одевалки, будь то бумажные героини с различными самодельными нарядами или объемные куклы. Одевалками можно увлечь не только ради разнообразия досуга, но и ради понимания принципа и . Мальчик прекрасно справится с не самым сложным конструктором.
Те настольные игры для детей 3-4 лет, которые были успешно приняты детьми в младшей группе садика, могут быть немного усложнены для средней. Например, в качестве задачи, поставленной перед ребенком, будет не просто назвать предмет на картинке, а дать ему разностороннюю характеристику (цвет, особенности, назначение). Развивайте речь детей, предлагая развернуто отвечать на вопросы, применять мимику, выговаривать отдельные звуки.
«Мой дом»
Детям предлагаются отдельные части дома (дверь, окна, труба, лестница) или комнаты (диван, люстра, картина, холодильник), которые необходимо собрать в одну конструкцию. При этом каждая добавленная деталь должна быть озвучена и аргументирована. 4-летний малыш может сделать расстановку на примере собственной квартиры. |
|
«Лото»
Детям раздаются карточки с различными изображениями. Из общей коробки воспитатель (или кто-то из ребят) достает по одной фишке и называет то, что изображено на ней. Малыши должны внимательно изучить карточки на предмет соответствия. Кто быстрее заполнит свою карточку правильно, тот и победил. |
|
«Кубики»
Необходимо составить картинки, сопоставляя все стороны имеющихся кубиков. Это усложненные пазлы. |
Настольные игры для детей 5-6 лет (старшая группа)
Начиная с 5 лет, детей можно готовить к школе: воспитывается усидчивость, развивается словарный запас и логика, вырабатывается интерес к творчеству и получению знаний. На этом этапе дети самостоятельно могут придумывать себе настольные игры и вводить в них правила, появляется способность анализировать происходящее без участия взрослого человека. Для дошкольник детский сад — это последний шаг до школы, от которого нужно взять максимум пользы.
Для детей 5-6 летнего возраста производителями создано множество настольных игр, где необходимо найти следственные связи, установить факты. Мальчикам и девочкам можно купить или придумать игры по тематикам: машинки, домашняя уборка, мода. Неплохо было бы внедрить , чтобы к школе ребята узнали азы вычислений.
«Календарь природы»
Ребенку требуется установить соответствие между выбранным месяцев, присущими ему осадками, температурой. |
|
«Найди детеныша для мамы»
Необходимо сопоставить картинки различных животных, птиц и их детенышей правильно. |
|
«Что? Где? Когда?»
Разносторонняя игра для развития 5-6 летних детей. Строится по принципу викторины. |
Выбор настольных игр для детей детского сада могут делать не только воспитатели, но и творческие родители. Садик, его атмосфера, талантливые сотрудники и даже сами мальчишки и девчонки способны подсказать, с чем им было бы веселее всего играть за столом, какой вид досуга они вообще считают за самый интересный. Это является отличным подспорьем для занятий, организации свободного времени, а также альтернативой прогулок в непогоду.
Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
Игра «Цветы на клумбах».
Цель
: разноцветный картон, ножницы.
Описание : воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»
Логические задачи.
Цель : развивать внимание, логическое мышление.
Описание : воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)
3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)
Игра «Я загадала...».
Цель:
Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.
Этот предмет летает? (Да.)
У него есть крылья? (Да.)
Он высоко летает? (Да.)
Он одушевленный? (Нет.)
Он сделан из пластмассы? (Нет.)
Из железа? (Да.)
У него есть пропеллер? (Да.)
Это вертолет? (Да.)
Игра «Выбери нужное».
Цель : развивать логическое мышление.
Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:
У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.
Эту игру можно продолжить.
Игра «Я беру с собой в дорогу».
Цель : развивать логическое мышление.
картинки с изображениями одиночных предметов.
Описание : выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
Игра «Чем похожи и чем отличаются?».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание : ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.
Игра «Расселили птиц».
Цель : развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия : 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.
Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
Игра «Ассоциации».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.
Игра «Придумай предложение».
Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.
Игровой материал и наглядные пособия : мячик для пинг-понга.
Описание : воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.
Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы
Игра «Составьте предложение».
Цель : развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.
Описание: предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.
Игра «Противоположности».
Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.
Игровой материал и наглядные пособия : фишки.
Описание : предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).
Игра «Хорошо и плохо».
Цель : развивать монологическую речь.
Описание : предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.
Игра «Противоречия».
Цель : развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.
Описание: предложить ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка - далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок - тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое, зачем оно?
«Что вы! - шепчет червячок. -
Сладкий у него бочок».
Г. Сапгир
Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.
Игра «Кто ушел?».
Цель: научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Игровой материал и наглядные пособия: стулья.
Описание : дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.
Игра «Как мы одеваемся?».
Цель : учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.
Игровой материал и наглядные пособия: предметы детской одежды.
Описание : каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»
Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.
Игра «Кто скорее перенесет предметы?».
Цель: закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.
Игровой материал и наглядные пособия : детская посуда и мебель.
Описание: играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.
Образец речи : «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».
Игра «Один - одна — одно».
Цель: научить различать род имен существительных.
Игровой материал и наглядные пособия : в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):
Мужской род
карандаш
Средний род
полотенце
Женский род
кастрюля
Описание: дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.
Игра «Угадай, что это?».
Цель: учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.
Игровой материал и наглядные пособия : натуральные фрукты (муляжи).
Описание: воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.
Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».
Игра «А ты что любишь?».
Цель : учить спрягать глаголы.
Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки на любую тему.
Описание : один ребенок выбирает картинку (например с изображением вишен), показывает ее и, обращаясь к другому ребенку, произносит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою очередь второй ребенок берет картинку (к примеру, с изображением слив) и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»
При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.
Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду
Игра «Где наш дом?».
Цель:
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).
Описание : ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.
Игра «Построим пирамиду».
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).
Описание : воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.
Игра «Стол находок».
Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.
Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.
Описание : воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.
Игра «Как их зовут?».
Цель : развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.
Описание : воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.
Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.
Выигрывает та команда, которая первой составила имя.
Примерный материал : лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.
Игра «Рассыпанные буквы».
Цель : развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.
Игровой материал и наглядные пособия : разрезная азбука по количеству детей.
Описание : воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
Игра «Зоопарк».
Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.
Игровой материал и наглядные пособия : три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками - графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображениями животных и их названий.
Описание : воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.
Игра «Цепочка».
Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.
Описание : воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
Игра «Зашифрованная азбука».
Цель : закреплять знание алфавита и его практическое применение.
Описание : воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:
А О К Т С И Н Л Д М
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.
Игра «Помоги Буратино».
Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.
Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.
Описание : к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.
Игра «Разведчики».
Цель : развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.
Описание : воспитатель показывает еще один способ шифра - по первым буквам строк:
Ящерица живет в пустыне.
Животные могут быть дикими и домашними.
Декабрь - зимний месяц.
Утром мы завтракаем.
Темная туча заслонила солнце.
Если снег растаял, значит, наступила весна.
Бревно - это спиленное дерево.
Ягода малина созревает летом.
Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.
Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду
Игра «Наседка и цыплята».
Цели : закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.
Описание : па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети - «цыплята», один ребенок - «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка...
Вот и вся считалка.
Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:
Цыплята есть хотят.
Мы накормить должны цыплят.
«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз - созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) - его цыплята накормлены.
Игра «Числовые домики».
Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.
Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.
Описание : играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.
Игра «Загадай число».
Цель : закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.
Описание : предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.
Игра «Собери цветок».
Цель : развивать навыки счета, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия : сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.
Описание : предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.
Игра «Разложи цифры».
Цель : упражнять детей в прямом и обратном счете.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.
Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем - в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».
Игра «Превращение чисел».
Цель : тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.
Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.
Описание : предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.
Игра «Праздник числа».
Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.
Описание: объявить каждый день праздником какого- либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 - 5).
Игра «Занимательные квадраты».
Цель : закреплять навыки сложения, математические действия.
Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.
Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.
Число 6
Игра «Математический калейдоскоп».
Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.
Описание:
Три мальчика - Коля, Андрей, Вова - отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)
Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)
Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 - 10 концов, у 5 с половиной - 12 концов.)
Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)
Как в решете воды принести? (Заморозить её.)
В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)
Шли три козленка. Один - впереди двух, один - между двумя, а один - позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)
Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)
Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)
Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке - кошка.
У каждой кошки по 12 котят.
Сколько их всех шло в Ленинград?
К. Чуковский
(Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)
Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».
Цели : закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть.
Игровой материал и наглядные пособия: набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.
Что нужно пограничнику?
Дидактическая задача : Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.
Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.
Игровое действие : Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.
Дидактический материал: разрезные картинки с изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.
Ход игры
На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.)
Что изображено на твоей картинке? (бинокль)
Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей) и т.д.
Город - это...
Дидактическая задача : Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т.д.
Игровые правила : Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.
Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал : магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т.д.
Ход игры
Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.
Город - это... (дороги)
А Матрешка задает детям вопросы:
Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)
Город - это... (дома)
Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)
Город это... (магазины)
Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)
Город - это... (больницы и поликлиники)
Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат) и т.д.
Матрешка рассматривает дома:
Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)
Собери картинку
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о профессии людей, работающих на транспорте.
Игровые правила
Игровое действие : Поиск частей, складывание целой картинки. Сравнивание одинаковых изображений на картинках.
Дидактический материал : конверты с разрезными картинками. Виды транспорта: самолет, вертолет, поезд, машина, автобус. Профессии: летчик, машинист, шофер, капитан и т.д.
Ход игры
Дети и воспитатель берут по одному конвертику, садятся за стол и собирают картинки.
Андрюша, что изображено на твоей картинке? (самолет)
У кого из детей такая же картинка? (дети показывают картинки и поясняют)
Как называют того, кто управляет самолетом? (летчик)
Наташа, кто изображен на твоей картинке? (летчик)
Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т.д.)
Ребята, у кого на картинке тоже изображен летчик? (дети показывают картинки и поясняют)
Марина, что изображено на твоей картинке? (вертолет)
У кого из детей такие же картинки? (дети показывают картинки и поясняют)
Собери картинку и отгадай
Дидактическая задача : Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!».
Игровые правила : Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.
Игровое действие : Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.
Дидактический материал : конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»
Ход игры
Дети собирают разрезные картинки и называют жителя Цветочного города: Незнайка.
Кто прислал письмо?
Дидактическая задача : Активизация речи дошкольника, развитие мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения и взаимопомощь.
Игровые правила: Высказывать свои суждения, не перебивая друг друга. Соблюдать очередность. Действовать только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.
Дидактический материал : конверт с разрезной картиной, на которой изображен Незнайка.
Ход игры
Дети собирают разрезные картинки и составляют портрет Незнайки.
Раздается стук в дверь и входит почтальон.
Вам письмо... (передает письмо воспитателю, и он читает)
«Дорогие дети! Я очень вас прошу, помогите мне. Я пошел в лес один и попал в беду!»
Ребята, кто же мог прислать нам это письмо?
Кто оказался в беде?
Кому нужна наша помощь? (ответы детей обсуждаются) Воспитатель достает из конверта разрезные детали.
Ребята, давайте соберем эти детали. Может быть, тогда мы узнаем, кто ждет нашу помощь? Дети начинают собирать картинку и узнают Незнайку.
Разложи по порядку
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.
Игровое действие : Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.
Дидактический материал : карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.
Ход игры
Дети слушают текст и выбирают соответствующую по цвету карточку и затем по просьбе воспитателя выкладывают на магнитной доске цветовое изображение времен года по порядку.
Она приходит в декабре,
Когда деревья стоят в серебре?
(зима - синяя карточка)
Зеленое платье она надела,
И все вокруг вдруг зазеленело?
(весна - зеленая карточка)
В венке из солнечного света
Вслед за Весной приходит... ?
(лето - красная карточка)
Платье желтое набросив,
Тихо к нам приходит... ?
(осень - желтая карточка)
Солнце по небу гуляет!
Определи, когда это бывает?
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: части суток.
Игровые правила : Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.
Игровое действие: Поиск карточки определенного цвета по содержанию текста.
Дидактический материал : цветные карточки. Модель часов (круг, разделенный на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.
Ход игры
По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов.
Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце ласковым лучом
Что открыло, как ключом? (утро - розовая карточка)
Солнце ярко осветило,
Землю всю позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит? (день - желтая карточка)
Солнце спать легло, и будто
Легким синим покрывалом
Он всю землю укрывает.
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает? (вечер - синяя карточка)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою зажглась?
А Гномик давно и
Тихонечко спал? (ночью - черная карточка)
Когда это бывает?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.
Игровые правила : Соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очередность.
Игровое действие : Выкладывание воспитателем на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц. Предметные картинки с изображением частей суток.
Ход игры
Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.
На магнитной доске справа располагается солнышко.
Наша Оля рано встала,
Своих кукол причесала,
Всех умыла медвежат
И пришла к нам в детский сад.
Когда это бывает? (утром)
Час обеда подошел,
Сели дети все за стол.
Держат правильно все ложки -
Не роняют на пол крошки,
(Солнышко передвигается наверх магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)
Когда это бывает? (днем)
День окончен, там и тут
Люди все домой идут,
Мамы в детский сад спешат
Забирать своих ребят.
(Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)
Когда это бывает? (вечером)
Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
— Тише, тише, птицы.
Вы не пойте под окном!
Спят ребята крепким сном.
(Солнышко передвигается вниз магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)
Когда это бывает? (ночью)
Ночь легла на крыши прямо;
В целом доме шума нет,
Папа спит, уснула мама,
И везде погашен свет.
Когда это бывает? (ночью)
Когда это бывает?
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.
Игровые правила: Соблюдать очередность. Дети рассказывают только о той части суток, сюжет которой нарисован на картинке. Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: предметные картинки с изображением частей суток на каждого ребенка.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определенному сюжету.
Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.
Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.
Эта часть суток день. Потому что днем мы гуляем, играем, трудимся.
Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.
Нарисуй Осень
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила
Игровое действие : Дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.
Ход игры
Перед игрой выставляется уже готовая картина: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.
Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.
Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало солнышко? (солнышко стало неяркое, светит, но не греет - выставляется солнышко без лучей)
Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зеленые листочки стали какими? (желтыми - выставляются на картину желтые листочки)
От холодного ветра стало зябко нашим комарикам и пчелкам, и они спрятались где? (в коре дерева и пня - насекомых прячут за дерево и пень)
А бабочки превратились в куколки, и будут спать до следующей весны.
Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему? (насекомых нет)
Что делать птицам? (улетать в теплые края, где много пищи - птицы выстраиваются в караван)
Но не все птицы улетели в теплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях? (ворона, воробей, голуби)
Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему? (человек будет зимой этих птиц подкармливать)
Улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень тихо.
Нарисуй Весну!
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года, приметах весны. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети по ходу стихотворного текста выкладывают приметы времени года - весна. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.
Ход игры
Дети поочередно выбирают на столе приметы весны, соответствующие стихотворному тексту.
Весна - это когда светит ярко солнце.
Весна - это когда цветут цветы и зеленеет травка.
Весна - это когда щебечут птицы.
Весна - это когда льет теплый дождик и бегут ручейки.
Когда это бывает?
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях суток, временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.
Игровые правила
Игровое действие : Угадывание времени года по сюжету картины и показ этого времени года на часах «Времена года». Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Картинки с изображением сюжетов времен года. Часы «Времена года» - круги Луллия для определения времен года.
Ход игры
На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времена года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:
— Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом - времена года;
— Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.
Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;
Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.
Когда это бывает?
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие : Составление времени года по приметам на кругах Луллия. Составление небольшого рассказа о времени года по приметам.
Дидактический материал : круги Луллия на каждого ребенка с сюжетными карточками примет.
Ход игры
Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные карточки по временам года и рассказать:
На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.
На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.
На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.
Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.
Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.
Какой ветер?
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: свойства ветра.
Игровые правила : Определить положительные или отрицательные свойства ветра.
Игровое действие: Рассматривают сюжетную картинку и определяют, какой ветер - хороший или плохой.
Дидактический материал : сюжетные картинки о ветре.
Ход игры
Воспитатель на магнитной доске выставляет картинку с изображением. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?
Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.
Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.
Дети пускают воздушного змея.
Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.
Мальчик пускает по воде кораблик.
Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.
На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.
Подбери ключик
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: солнце, луна, тучки.
Игровые правила: Дети подбирают картинки соответствующего цвета, собирают картинку и находят по картинке соответствующий предмет. Отгадывают загадки по сигналу воспитателя.
Игровое действие : Собирают разрезные картинки, находят соответствующий предмет, отгадывают загадки. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал : разрезные картинки с изображением ключика - цветные, по количеству детей. Объемные предметы - ключи разной формы. Сундучок с загадками.
Ход игры
Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.
Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.
Оно весь мир обогревает!
И усталости не знает.
Улыбается в оконце,
И зовут его все... (солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно мне без звезд одной,
А зовут меня... (луной)
По небесам плывет мешок
И солнце закрывает.
А бывает - иногда
Что из мешка течет вода.
Спрячемся получше!
От дырявой... (тучи)
Рассмотри и выложи
Дидактическая задача : Закрепить знание детей о временах года, приметах зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие : Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы зимы. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал : часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами зимы по количеству детей.
Ход игры
Дети должны определить и выложить на столе основные приметы времени года.
Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах надо установить стрелку на времени года - зима, синяя часть часов).
Андрей, на какое время года нам указывают приметы за окном? (приметы за окном нам указывают на то, что время года - зима)
Марина, какие приметы зимы ты выложила на своем столе? (Солнца на небе нет, оно спряталось за тучку. Из тучки идет сильный снег. На деревьях и земле лежит снег. На улице сильный ветер. Люди надели шубы, шапки, шарфы и варежки.)
Картотека дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В ходе игры у ребенка развивается произвольное внимание, наблюдательность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним, а также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.
Дидактические игры полезны и для умственного развития ребенка.
С помощью игр на сравнение предметов, дети быстрее овладевают умением находить признаки различия и сходства предметов.
Очень интересны для детей словесные игры. Играя со словом, дети учатся общению, овладевают правилами поведения. Кроме того они развивают ум, речь, чувство юмора.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей, чтобы иметь друзей, хороших товарищей, в этом большую помощь окажут дидактические игры.
Продуманное содержание, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
п / п | Наименование игры | Цель использования |
Для детей от 3 до 4 лет |
||
Игры с предметами |
||
Кукла Катя проснулась | Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания |
|
Кукла Катя обедает | Закрепление знаний о столовой посуде; воспитание умственной активности, заботливого отношения к кукле |
|
Новая кукла | Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи |
|
Что изменилось? | Активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, припоминания. связной речи |
|
Чудесный мешочек | Закрепление знаний об игрушках; воспитание выдержки, сенсорных способностей, речи |
|
Узнай, что это? | Воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря |
|
Лети ко мне! | Закрепление знаний о растениях; воспитание умения сравнивать предметы, быстро реагировать на словесный сигнал |
|
Кто скорее соберет? | Воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности |
|
Найди предмет по описанию | Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности |
|
Подбери посуду для куклы | Воспитание способности группировать предметы; закрепление знаний о разных видах посуды; формирование заботливого отношения к кукле |
|
Живое домино | Воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения четко выполнять правила игры |
|
Больше - меньше | Закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы; формирование сосредоточенности, целеустремленности |
|
Настольно-печатиые игры |
||
Парные картинки | Воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь |
|
Собери пазл | Воспитание умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности |
|
Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности |
||
Чьи детки? | Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи |
|
Кому что нужно для работы? | Закрепление знаний об орудиях труда; воспитание интереса к труду взрослых; формирование элементарной профориентации; активизация речи |
|
Закрепление знаний о машинах, помогающих людям в труде; воспитание умения сравнивать предметы, находить сходство |
||
Когда это бывает? | Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки |
|
Словесные игры |
||
Угадай, кто позвал | Воспитание слухового внимания, чувства товарищества |
|
Пальчиковые игры | Воспитание речевой активности, общения |
|
Коза рогатая | Воспитание умения действовать по словесному сигналу, желание участвовать в совместных играх |
|
Совершенствование умения детей согласовывать действия со словом; воспитание доброжелательности |
||
На птичьем дворе | Закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности |
|
У медведя во бору | Воспитание умения действовать по сигналу; формирование чувства выдержки, взаимовыручки; развитие правильного звукопроизношения |
|
Воспитание речевой и двигательной активности, умение сочетать слово с действием; совершенствование умения согласовывать действия |
||
Воспитание речевой активности; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, правильного звукопроизношения |
||
Хохлатка | Закрепление знаний о повадках курицы наседки; развитие речевой и двигательной активности |
|
Совушка, Сова – большая голова | Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом |
|
Развитие диалогической речи, согласованности действия в совместной игре |
||
Совершенствование умения согласовывать слова и действия; активизировать речь детей |
||
Солнечные зайчики | Воспитание двигательной активности, желания играть вместе; формирование чувства юмора |
|
Воробушки и автомобиль | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий |
|
Упражнение детей в правильном произношении звука р; обучение говорить спокойно. но громко |
||
Упражнение в диалогической речи, в правильном звукопроизношении; закрепление умения действовать по сигналу |
||
Курочка – рябушечка | Развитие речевой активности; упражнение в правильном звукопроизношении |
|
Еду – еду | Воспитание согласованности действий, речевой активности, умения действовать по сигналу |
|
Для детей от 4 до 5 лет |
||
Игры с предметами |
||
Из чего сделано? | Воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие внимания, речи |
|
Найди такой же | Развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи |
|
Новоселье | Воспитание доброжелательного отношения к новым игрушкам; закрепление знаний детей об одежде, обуви, посуде, игрушках; развитие связной речи |
|
Развитие связной, диалогической речи, находчивости; закрепление знаний о правилах поведения в магазине. |
||
Кому, что нужно для работы? | Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда |
|
Испорченный телефон | Воспитание слухового внимания, сообразительности, выдержки; активизация словаря |
|
Что изменилось? | Развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря |
|
Игрушка рассказывает о себе? | Воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения |
|
Кто скорее соберет? | Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах |
|
Горячо – холодно | Воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях |
|
К дереву - беги! | Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях |
|
Настольно-печатные игры |
||
Парные картинки | Парные картинки Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи |
|
Кто что делает | Закрепление знаний о сельскохозяйственном труде; развитие смекалки, связной речи, выдержки |
|
Не ошибись! | Закрепление знаний о разных видах спорта; воспитание желания заниматься спортом, находчивости, быстроты реакции на сигнал |
|
Закрепление знаний о видах транспорта; воспитание внимания, сосредоточенности; активизация речи, словаря |
||
Упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности. быстроты реакции |
||
Охотник и пастух | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание произвольного внимания, сообразительности, гибкости мышления |
|
Что лишнее? | Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора |
|
Когда это бывает? | Воспитание умения припоминать, соотносить знания с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток |
|
Где это можно купить | Закрепление знаний о магазинах; воспитание желания помогать родителям делать покупки |
|
Словесные игры |
||
Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. | Воспитание воображения, смекалки, активизация словаря |
|
Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованности действия |
||
Воробушки и автомобиль | Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал, выдержки |