Игры имитирующие поведение животных птиц. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты)
Введение
Изучение игровой деятельности является одним из самых сложных вопросов науки в течение многих десятилетий. К ней обращаются не только представители психологии и педагогики, но также и ученые – социологи, зоопсихологи, этиологии и ряда других областей знаний.
Так, в психологии первая фундаментальная концепция игры была развита в 1899 г. немецким философом и психологом К. Гроссом. До него вопросы игры частично затрагивал английский философ Г. Спенсер. Впоследствии появились теории зарубежных и отечественных исследователей - К. Бюлера, Ф. Бейтендейка, Л.С. выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
В течение XX века появилось множество исследований, посвященных исследованию игровой деятельности у различных представителей животного мира. Основной целью изучения игры у животных является объяснение ее природы, сравнение ее с игрой человека, а также определение ее функций и роли в процессе развития животного и человека. Среди таких исследований можно назвать работы Н.Н. Ладыгиной-Кате, Л.А. Фирсова, Д. Фосси.
Однако, несмотря на высокую степень изученности вопросов игры, тема остается не раскрытой до конца. Так, например, до сих пор нет однозначного и полного определения игры, очень мало работ приводят сравнение игр у различных представителей животного мира. Поэтому тема данной работы является не только интересной, но и актуальной.
Целью работы является рассмотрение игровой деятельности у разных представителей позвоночных. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Дать определение игровой деятельности, раскрыть ее сущность;
Рассмотреть функции игры;
Рассмотреть особенности игровой деятельности у разных представителей позвоночных – животных и человека.
Объектом исследования является игровая деятельность, предметом – особенности игровой деятельности у разных представителей позвоночных.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Приводится также список используемой литературы.
Среди источников информации по теме значительную часть занимают различные работы по зоопсихологии, например, К.Э. Фабри «Основы зоопсихологии», К Лоренца «Человек находит друга», З.А. Зориной «Игры животных» и др. Кроме того автор использует данные учебных пособий по психологии, различных справочных изданий, периодических изданий и информационных сайтов сети Интернет.
Основными методами в работе являются:
Изучение имеющейся информации
Метод описания
Метод анализа и синтеза
Метод сравнения
Они позволяют систематизировать данные по теме, изложить содержание структурных частей работы и сделать выводы, как по частям работы, так и по теме исследования в целом.
Глава 1. Понятие и сущность игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности и ее отличия от других видов деятельности
Определение понятия «игра» является одним из труднейших вопросов психологии, как человека, так и животных. Обратившись к словарям, можно встретить следующие ответы:
– это один из видов активности человека и животных, возникающий на определенной ступени эволюции животного мира.
– это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).
– это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
– это исполнение определенных ролей.
Таким образом, понятие игры является очень емким и сложным.
Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, в онтогенезе которых присутствует такой период, как детство. В частности, это представители позвоночных. Позвоночные – это наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа животных, насчитывающая около 40-45 различных видов.
Ученые наблюдали игровую деятельность у многих млекопитающих, в частности у представителей всех семейств хищных млекопитающих, у приматов, а также у птиц. Игровая деятельность присуща также и человеку.
Все формы игры у любых представителей животного мира коренным образом отличаются от «серьезной» деятельности, но в то же время в них прослеживается явное сходство с конкретными, вполне серьезными ситуациями - и не просто сходство, а имитация. Это справедливо даже в отношений абстрактных игр взрослых людей - ведь покер или шахматы позволяют им дать выход определенным интеллектуальным способностям.
Главное отличие игры от деятельности другого вида состоит в том, что данный вид деятельности ориентирован не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Результатом игры не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Особенность игры состоит также в ее добровольном характере. Так, животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. Условием возникновения игры служит комфортное состояние организма; отсутствие голода, жажды или неблагоприятных условий среды. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент – животным явно нравится играть. Так же и у детей. Ребенок не станет играть в случае, если не испытывает к данной игре интереса.
Таким образом, игровая деятельность – это явление, свойственное только тем представителям животного мира, в онтогенезе которых есть период детства. Главным отличием игры от других видов деятельности является ее «условный» характер, а также возникновение только в условиях эмоционального комфорта.
1.2 Функции игры
Одним из самых сложных вопросов в изучении игры является определение ее функций. Первые попытки определить функции игры предприняты в работах Г. Спенсера и К. Гросса – первых исследованиях игровой деятельности животных.
Согласно теории Спенсера, игровая активность рассматривается как расход некой «избыточной энергии» . Иначе говоря, она возникает в случае, когда у животного нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Бездействовать же животное не может.
Иного мнения придерживается К. Гросс, трактующий игровую деятельность как «практику для взрослого поведения». Игра является упражнением в особо важных сферах жизнедеятельности. Она позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще до того как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора».
Таким образом, основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Происходит формирование охотничьего поведения, отрабатываются навыки будущего социального взаимодействия.
Все появившиеся впоследствии исследования соглашались либо с первой точкой зрения, либо со второй. В итоге были определяют следующие функции игры:
Ориентировочно – исследовательская или познавательная. Заключается она в том, что с помощью игры происходит накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах.
Развивающая функция. Игра помогает представителям животного мира развивать качества, которые являются характерными для данного вида: реакционность, быстроту, ловкость и т.д.
Функция социализации, которая выражается в приобретении посредством игры навыков общения.
Данные функции отражают большое значение игры в развитии животного или человека.
Глава 2. Особенности игровой деятельности у различных представителей позвоночных
2.1 Особенности игровой деятельности у животных
Игровая активность у животных проявляется в такое время, когда нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Детеныши млекопитающих проводят, играя, много времени – их игра представляет собой сложный комплекс поведенческих актов, которые вместе и составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. Взрослые периодически тоже могут играть, но с возрастом эта потребность ослабевает.
Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности, в которой смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно к обстоятельствам. Она предстает в различных формах:
подвижные игры
манипуляционные игры
социальные (или коллективные)
образное фантазирование
Рассмотрим их подробнее. Подвижные игры включают в себя погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важным компонентом подвижных игр являются игровые схватки, игра-борьба.
Манипуляционные игры, или игры с предметами, некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением игры животных. Они характерны для млекопитающих, а также для некоторых видов птиц. В ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются важные компоненты охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения взрослых животных.
Ярким примером такой игры является поведение котят. Вот как описывает их в своей книге «Человек находит друга» … : «Котенок играет со своей традиционной игрушкой - клубком шерсти. Он неизменно начинает с того, что трогает его лапкой - сначала осторожно и вопросительно, вытянув ее и загнув подушечку внутрь. Затем он выпускает когти, подтягивает клубок к себе и тут же отталкивает или отпрыгивает назад и припадает к полу. Весь подобравшись, он настороженно поднимает голову и так внезапно, что, кажется, будто он неминуемо должен удариться подбородком о пол. Задние ноги выполняют своеобразные чередующиеся движения - он то переступает ими, то скребет, словно отыскивая твердую опору для прыжка. Внезапно он описывает в воздухе широкую дугу и падает на игрушку, выставив вперед сведенные вместе передние лапы. Если игра достигла определенной кульминации, он даже может начать кусаться. Котенок снова толкает клубок, который теперь закатывается под буфет, в щель, слишком узкую, чтобы котенок мог пролезть туда. Изящным «отработанным» движением котенок подсовывает под буфет одну лапу и выуживает свою игрушку наружу. Те, кому доводилось хоть раз видеть, как кошка ловит мышь, немедленно замечают, что котенок, которого разлучили с матерью чуть ли не слепым, проделывает все сугубо специализированные движения, помогающие кошке в охоте на основную ее добычу - на мышей. Ведь для диких кошек мыши - это их «хлеб насущный».
Если мы теперь усовершенствуем игрушку, привязав ее к нитке и подвесив так, чтобы она болталась, котенок продемонстрирует совсем иную систему охотничьих движений. Он высоко подпрыгивает и хватает жертву обеими лапами, сводя их широким захватывающим движением. Во время этого прыжка лапы кажутся неестественно большими, так как когти выпущены, пальцы растопырены, а пятые рудиментарные пальцы согнуты под прямым углом к лапе. Это хватательное движение, которое котята с восторгом проделывают в игре, абсолютно точно, до мельчайших деталей, совпадает с тем движением, которым пользуются кошки, схватывающие взлетающую с земли птицу.
Биологический смысл еще одного движения, часто наблюдающегося в игре, менее очевиден, так как практически кошки пользуются им очень редко. Котенок стремительным, направленным вверх ударом вывернутой подушечки с выпущенными когтями подцепляет игрушку снизу, перебрасывает ее через плечо, так что она описывает крутую дугу, и стремительно прыгает за ней. Или же - особенно имея дело с большими предметами - котенок садится перед игрушкой, напряженно выпрямляется, подцепляет ее лапами снизу с обеих сторон и швыряет через голову по еще более крутой дуге. Часто котенок следит за полетом игрушки глазами, делает высокий прыжок и приземляется там же, где падает она. В жизни такие движения используются при ловле рыбы: первая система - для ловли мелкой рыбешки, а вторая – для крупной.»
Особый вариант манипуляционных игр – манипуляции с добычей, они составляют важнейший компонент становления охотничьего поведения молодых хищных млекопитающих. Детеныши разных видов кошачьих играют и с живой, и с мертвой, и с искусственной жертвой. От истинных охотничьих приемов эти игры отличаются произвольной последовательностью отдельных элементов, их незавершенностью, или повышенной интенсивностью. Интересно, что, в отличие от многих других животных, кошачьи продолжают активно играть и став взрослыми.
Социальные или коллективные игры встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия, закладываются основы иерархических отношений между участниками.
К таким играм относятся, например, игровая борьба. Например, у сурков: молодые животные часто и подолгу «борются», поднимаясь на задние конечности, и обхватывая друг друга передними. В такой позе они трясутся и толкаются. Часто наблюдается у них и игровое бегство, в то время как общеподвижные игры встречаются у молодых сурков редко.
Широко распространена игровая борьба у хищных. У куньих преобладают охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в игровую борьбу. Как и у других млекопитающих, преследователь и преследуемый в таких играх часто меняются ролями. У медвежат игровая борьба выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга, обхватившись передними лапами, или наносят друг другу удары. Встречаются также совместные пробежки (или плавание наперегонки), игра в «прятки» и т.п.
Совместные игры львят заключаются, прежде всего, в подкрадывании, нападении, преследовании, и «борьбе», причем партнеры то и дело меняются ролями.
Игровая борьба и охота свойственна и другим представителям кошачьих. Так, притаившись за угольным ящиком, котенок выслеживает своего брата, который уселся посреди кухни и не подозревает об этой засаде. А первый котенок содрогается от нетерпения, точно кровожадный тигр, хлещет себя хвостом по бокам и проделывает головой и хвостом движения, также наблюдающиеся у взрослых кошек. его внезапный прыжок относится к совсем иной системе движения, назначение которых не охота, а драка. Вместо того чтобы прыгнуть на своего брата как на добычу - впрочем, это тоже не исключается, - котенок на бегу принимает угрожающую позу, выгибает спину и боком приближается к противнику. Второй котенок тоже выгибает спину, и оба некоторое время стоят так, вздыбив шерсть и изогнув хвосты.
Насколько известно, взрослые кошки подобной позиции по отношению друг к другу никогда не занимают. Каждый котенок ведет себя скорее так, словно перед ним собака, и все-таки их схватка развивается как подлинная драка двух взрослых котов. Крепко вцепившись друг в друга передними лапами, они кувыркаются самым невероятным образом, одновременно дергая задними лапами так, что, будь на месте второго противника человек, у него после игры были бы расцарапаны все руки. Сжимая братца в железной хватке передних лап, котенок энергично бьет его задними лапами с выпущенными когтями. В настоящей драке такие секущие, рвущие удары нацеливаются в незащищенный живот врага, что может привести к самым печальным результатам.
Побоксировав немного, котята выпускают друг друга, и тут обычно начинается увлекательная погоня, во время которой можно наблюдать еще одну систему грациозных движений. Когда убегающий котенок видит, что другой его настигает, он внезапно проделывает сальто- мортале, мягким, совершенно бесшумным движением проскальзывает под своего противника, вцепляется передними лапами в его нежное брюшко, а задними бьет его по мордочке.
Подобные совместные игры в большей степени являются тренировкой навыков, необходимых для охоты, в меньшей – развлечением.
Коллективные игры также необходимы для установления иерархии в отношениях между животными. Так, у псовых иерархические отношения начинают формироваться в возрасте 1–1,5 месяца, хотя соответствующие выразительные позы и движения появляются в ходе игры уже раньше. У лисят уже на 32–34-й день жизни наблюдаются вполне выраженные «нападения» на собратьев с признаками импонирования и запугивания. В начале второго месяца жизни появляются иерархические отношения у койотов.
Такие игры содержат элементы грубой физической силы, признаки демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнера, запугивания. Животные проявляют такие движения, как «трепание» партнера, наскакивание на него и т.п.
Животные могут коллективно заниматься манипуляционной игрой, включая в свои совместные действия какие-нибудь предметы в качестве объекта игры. В качестве примера такой игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трех молодых хорьков с пустой консервной банкой. Будучи случайно уроненной в таз умывальника, эта банка затем многократно сбрасывалась ими туда, что производило соответствующий шумовой эффект. Когда же зверькам вместо банки давался резиновый мячик, хорьки с ним так не играли, но впоследствии находили другой твердый предмет – фаянсовую затычку, с помощью которой возобновляли ту же «шумовую» игру.
У диких четырехмесячных поросят немецкий этолог Г.Фрэдрих однажды наблюдал оживленную совместную игру с монетой: поросята нюхали и придавливали ее «пятачками», подталкивали, хватали зубами и подбрасывали ее вверх, резко вскидывая при этом голову. В этой игре одновременно участвовало несколько поросят, причем каждый из них старался овладеть монетой и сам поиграть с ней описанным образом. Фрэдрих также наблюдал совместные игры молодых кабанов с тряпками. Подобно щенкам, поросята хватали зубами одновременно одну и ту же тряпку и тянули ее в разные стороны. «Победитель» или убегал с тряпкой, или продолжал самостоятельно с ней играть, трепал ее и т.д.
В подобных «трофейных» играх отчетливо выступают и элементы демонстрационного поведения, причем достигается импонирующий эффект с помощью объекта – «посредника», точнее, путем демонстрации его обладания. Не меньшую роль играют, конечно, «оспаривание», захват, отнятие объекта, равно как непосредственная «проба сил», когда животные, схватившись одновременно за объект, тянут его в разные стороны.
Один из вариантов коллективных социальных игр – игры матери с детенышем. Они характерны для хищных млекопитающих, но особенно развиты и выражены у человекообразных обезьян, у которых мать играет с детенышем с первых же месяцев жизни и до окончания подросткового периода.
Гудолл подробно описывает игры матери-шимпанзе с детенышем. От матери младенец получает первый опыт социальной игры, когда та нежно покусывает его зубами или щекочет пальцами. Сначала игровые эпизоды длятся недолго, но около 6 месяцев детеныш начинает отвечать матери игровой мимикой и смехом, а продолжительность игры растет. Некоторые самки играют не только с младенцами, но и с детенышами довольно зрелого возраста. Одна из обезьян играла и в 40 лет: детеныши бегали вокруг дерева, а она стояла и делала вид, что пытается схватить их, или хватала тех, кто пробегал близко. Ее дочь также играла со своим потомством в течение довольно долгого времени.
Когда младенец достигает возраста 3–5 месяцев, мать позволяет другим детенышам играть с ним. Сначала это старшие братья и сестры, но с возрастом этот круг растет, а игры становятся продолжительнее и энергичнее.
Игры многих животных, в частности шимпанзе, по мере взросления приобретают все более грубый характер и нередко заканчиваются агрессивно. Благодаря этому животное получает сведения о сильных и слабых сторонах своих партнеров по игре и об относительном иерархическом положении своей матери и матерей товарищей по играм. Наряду с этим детеныш учится драться, угрожать, устанавливать союзнические отношения. Это позволяет ему впоследствии успешнее отстаивать свои права и повышать социальный ранг.
Ряд исследователей приходит к выводам, что некоторым животным присущи и так называемые высшие формы игровой деятельности. К ним, в частности, Фабри относит манипуляционные игры молодых обезьян. Такие игры заключаются в сложном манипулировании предметом. Животное в ходе такой игры подолгу и сосредоточенно подвергает предмет разнообразным, преимущественно деструктивным воздействиям или даже воздействует ими на другие объекты.
Еще один, наиболее сложный, вид игр - «образное фантазирование» - игры с воображаемыми предметами или в воображаемых обстоятельствах. Игры с воображаемыми предметами описаны Хейсами у шимпанзе Вики, которая, как уже упоминалось, в течение довольно долгого времени изображала, что она возит на веревочке игрушку. Она придавала телу соответствующую позу, обводила отсутствующую «веревочку» вокруг препятствий и дергала ее, когда та застревала или цеплялась за воображаемое препятствие.
Ученым удалось также описать игровое поведение некоторых птиц. Например, у врановых, живущих на воле, отмечают разнообразные и сложные манипуляции с предметами. Иногда, например, можно наблюдать, как ворона на лету выпускает зажатую в клюве палочку или другой небольшой предмет и тут же ловит его, проделывая это несколько раз подряд. Характерны для них и другие весьма разнообразные подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купанье в снегу, катанье с крыш и т.д.
Особенно разнообразны игры городских ворон. Достаточно часто можно наблюдать, как 2–3 вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за ними до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него, и т.п. Описано, что некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, например, перехватывая из рук поводок.
Коллективные игры птиц чаще всего представляют собой погони и передачи из клюва в клюв.
При всем многообразии форм игры у животных и птиц их объединяет несколько особенностей.
Во-первых, игры животного практически всегда сопряжены с большой подвижностью. В ходе таких игр развиваются такие физические способности ловкость, быстрота, реактивность, сила, а также некоторые двигательно-сенсорные координации (глазомер). В результате формируются проявления видотипичного поведения.
Во-вторых, характерной чертой игрового поведения животных является его сопряженность с перестройкой и сменой функций тех стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного. Зачастую они относятся к разным его категориям (половое, охотничье и т.п.), но переплетены в единый клубок.
Третья особенность игр у животных заключается в том, что они практически не приводят или приводят в гораздо меньшей, чем у человека, степени развития таких качеств как сообразительность, воображение, самосознание.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать выводы о том, что игровая деятельность у животных проявляется в различных формах и выполняет различные функции. Прежде всего, это функция становления поведения, физической тренировки необходимых в будущем навыков охоты, самозащиты, борьбы. Кроме того, игра выполняет познавательные функции, способствует исследованию окружающей среды, приобретению знаний о законах и явлениях окружающего мира. Третья функция игры у животных заключается в накоплении обширного индивидуального опыта, прежде всего, опыта взаимоотношений с себе подобными, который позже найдет применение в разнообразных жизненных ситуациях.
2.2 Особенности игровой деятельности человека
Игра, по мнению большинства исследователей, является ведущим видом деятельности для ребенка первых лет жизни. В целом она выполняет те же функции, что и у животных, а именно – развивающую, познавательную, функцию социализации и др.
Отличия же игр человеческих детей и детенышей животных заключаются в том, что игры выступают в несколько других формах, которые, кроме того, сменяют друг друга на протяжении роста и развития ребенка.
Так, сначала появляется предметная игра. Ребенок проводит различные действия с предметами, которые его окружают, исследует их свойства, бросая их, пробуя на вкус, разбирая и собирая. В отличие от животных, которые играют только с теми предметами, которые содержат в себе определенный для данного вида раздражитель, ребенок человека играет любыми предметами. Позже он начинает воспроизводить предметные действия взрослых. Накопив с помощью предметной игры необходимый объем знаний, ребенок переходит к другой форме игры – сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает воспроизведение отношений, возникающих между людьми в различных ситуациях. Ребенок проигрывает действия родителей, врачей, продавцов, воспитателей и других людей, которых он встречает в реальной жизни.
Следующим этапом в развитии ребенка становится игра с правилами. Она сопровождает ребенка с конца дошкольного детства до первых лет школьного возраста. Игра с правилами постепенно усложняется. Она проходит с применением предметов, при котором значение одного предмета может переносится на другой.
Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процессе коллективной игры.
В ролевой игре происходит развитие воображения, сообразительности, самосознания, становление элементов произвольного поведения.
Важным отличием игр детей является активное участие в них взрослых. Взрослые целенаправленно приучают ребенка к искусственному миру предметов, зачастую запрещая использовать в игровых целях предметы быта, определяют социальную направленность игрового процесса.
Таким образом, игровая деятельность человека отличается от игр других представителей животного мира. Эти отличия касаются форм игры, их смены в зависимости от возраста ребенка. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта, а также активное участие взрослых и применение специальных предметов – игрушек.
Заключение
В данной работе рассматривается игровая деятельность у разных представителей позвоночных. Выбор темы обусловлен возрастающим научным и общественным интересом к вопросам игры и ее возможностей.
Литература
1. Гроос К. Душевная жизнь ребенка. – Киев: Киевское Фребелевское об-во, 1916.
2. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.
3. Дембовский Я. Психика молодого шимпанзе. /»Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии». – М.: Российское психол. об-во, 1997.
4. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. – М.: Наука, 1986.
5. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. – М.: Мир, 1981.
6. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. –М.: Изд-во МГУ, 2002.
7. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1977, 1986.
8. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. – М.: Изд. Гос. Дарвиновского музея, 1935.
9. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М.: Мир, 1981.
10. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. – М.: Знание, 1978.
11. Лоренц К. Человек находит друга. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
12. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. – М.: Мир, 1988.
13. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. –М.: Мир, 1982.
14. Прайер К. Несущие ветер. – М.: Мир, 1981.
15. Семаго Л.Л. Серая ворона.//Наука и жизнь. 1986. № 11.
16. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1976, 2001.
17. Фабри К.Э. Игра у животных. –М., 1985.
18. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. – Л.: Наука, 1977.
19. Фосси Д. Гориллы в тумане. – М.: Прогресс, 1990.
20. Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. – М.: Мир, 1968.
21. Эйбл-Эйбесфельдт И. Зачарованные острова. Галапагосы. – М.: Прогресс, 1971.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
23. Эльконин Д.Б. Теории игры. /»Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии». – М.: Российское психол. об-во, 1997.
24. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.
25. Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1975.
26. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Сравнительно-психологическое исследование. Л.,1966.
27. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.
28. Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных // Физиология поведения. Л., 1987.
29. Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1963.
30. Фабри К.Э. Хватательная функция руки приматов и факторы ее эволюционного развития. М., 1964.
31. Фабри К.Э. О некоторых основных вопросах этологии // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 1967. Т. 72. Вып. 5.
32. Фабри К.Э. В.А.Вагнер и современная зоопсихология // Вопросы психологии. 1969. №6.
33. Фабри К.Э. К проблеме игры у животных // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 1973. Т. 78. Вып. 3.
34. Фабри К.Э. О подражании у животных // Вопросы психологии. 1974. № 2.
35. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1980.
36. Фабри К.Э. Игра у животных. М., 1985.
37. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. Л., 1972.
38. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.
39. Фосси Д. Гориллы в тумане. М., 1990.
40. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1,2. М., 1966.
41. Фриш К. Из жизни пчел. М., 1966.
42. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.
43. Шаллер Дж. Б. Год под знаком гориллы. М., 1968.
Серия оздоровительных игр-имитаций движений животных и птиц. Игра-имитация 5. «Воробей»
Дата добавления: 2015-02-18
Серия оздоровительных игр-имитаций движений животных и птиц. Игра-имитация 5. «Воробей»
Почти ежедневно дети могут наблюдать на прогулке за особенностями передвижения и поведения птиц - воробьев, голубей, ворон и тд.
И родители могут использовать подобные наблюдения для развития движений ребёнка с целью укрепления его физического здоровья и обучения новым движениям.
И первое, на что можно обратить внимание ребенка – это то, что птицы могут передвигаться по земле и летать в воздухе.
Возможно, ребенок самостоятельно сможет обратить внимание на такую особенность - воробьи по земле передвигаются с помощью коротких прыжков, подпрыгиваний, а другие птицы ходят, переставляя ноги.
И если ребенок сам не выделил такую особенность, то родители могут понаблюдать вместе с ребёнком, а затем предложить попрыгать как воробышек. А для этого можно предложить ребёнку занять основное положение - ноги вместе, чуть согнуты в коленях, руки прижаты к бокам или на талии (крылышки в сторону).
Для детей раннего возраста – это новое движение-подпрыгивание.
Ребенку раннего возраста довольно не просто подпрыгнуть и поначалу ребенок имитирует подпрыгивание- он просто покачивает ягодицы (попу) вверх-вниз, как бы приседая и приподнимаясь, но при этом не отрывает ноги от земли. А если обратить внимание на лицо ребёнка, то можно увидеть, что оно светится от счастья, потому что ребенок ярко представляет, как правило, себя в образе птицы. Это новый опыт для ребенка, которому он радуется.
Поэтому родители могут взять ребенка за обе ладошки - положить на свои ладони ребёнка и крепко их зажать, сказав ребенку, что его крепко держат за руки. А затем синхронно вместе с ребенком совершать движения вверх-вниз и поймав ритм, приподнять его над землей, проявляя и выражая эмоциональную заинтересованность, например:
Вот как высоко подпрыгивает воробышек!
-Смелый воробей прыгает вверх и вперед!
у ребёнка сразу не получиться оторвать ноги от земли и подпрыгнуть - не отчаивайтесь, механизм освоения подпрыгиваний требует времени. Бывает так, что дети сами начинают просить, чтобы их приподняли.
И вот тут можно предложить ребёнку сильно оттолкнуться ногами и мягко приземлиться, придерживать за руки, но лишь придерживать, давая ребёнку возможность самому управлять своими мышцами. Попробовав несколько раз подпрыгнуть с помощью родителей, у ребёнка формируется интерес к самостоятельному повторению движения.
Усложнения для младших дошкольников (3-4 года)
Для младших дошкольников можно предложить новые движения- подпрыгивание и передвижение в прямом и обратном направлении на двух ногах.
Начинать можно также с основной стойки- ноги вместе, но руки могут находиться в разных положениях- от прижатых к телу, до согнутых в локтях или поставленных на талию.
Малыши могут передвигаться вперед на короткие расстояния:
До определенного предмета,
-до предмета и возвращаться назад,
-прыгать по кругу на двух ногах.
Усложнения для старших дошкольников. (5-7 лет)
Детям 5-7 лет можно предложить подпрыгивания разными способами:
Попрыгать вправо или влево.
-прыгать на одном месте через ленту (палку) правый (левым) боком.
-прыгать вдоль стены или ограды правым (левым) боком.
И дело не просто в увеличении дистанции, а в тренировке выносливости, которая является одним из важных показателей здоровья любого человека
Прыгать ноги скрестно - ноги врозь.
-прыгать попеременно на правой- на левой ноге.
-прыгать с поворотами вокруг себя,
-прыжки сериями по 20-40 прыжков.
Если родители смогут увлечь ребенка прыжковыми играми-упражнениями, то к младшему школьному возрасту-моменту поступления в начальную школу у ребенка будут сформированы предпосылки для прыжков через скакалку.
А как известно, скакалка- лучшая «подружка» не только олимпийских чемпионов, но многих видов спорта.
Усложнения для младших школьников. (7-10 лет)
Одной из задач в начальной школе является задача обучения ребенка прыжкам через короткую скакалку.
Домашние скакалки- это один из самых дешевых и во многом эффективных тренажёров для самостоятельных занятий.
Порой младшему школьнику 10-15 минутная разминка со скакалкой повысит работоспособность, поднимет энергетический уровень, вернет хорошее настроение, а вместе с ним поможет концентрировать внимание. А следовательно- повысит качество выполняемых домашних заданий.
Во многих видах спорта тренировка со скакалками предполагает постепенные нагрузки:
Увеличения расстояния для прыжков,
-увеличения количества выполняемых упражнений,
-смены темпа- от медленного до быстрого.
Примерные усложнения для младших школьников:
Прыжки на двух ногах без остановки от 50 до 100 раз.
-прыжки на двух ногах с круговыми вращательными движениями в кистях,
-прыжки на одной ноге от 20 до 50 раз,
-прыжки поочередно на правой-левой ноге,
-медленные прыжки через скакалку на двух ногах на месте, руки вперед
-медленные прыжки через скакалку на двух ногах, руки назад
Вероятно, что время от времени у детей портится настроение или они начинают капризничать. Игры –имитации движений животных легко и быстро переключат внимание ребенка с негативных чувств к любимым движениям, а это в свою очередь не только улучшит настроение, но и поможет укрепить мышцы, что однозначно способствует укреплению здоровья без химических препаратов с помощью самого надежного прибора в мире- собственного тела.
И дело даже не в том, что родителям со временем будет достаточно назвать образ животного или птицы, а в том, что ребенок самостоятельно будет знать, как самому себе, своему организму доставить радость или снять напряжение или с пользой провести время.
А пока родители могут играть вместе с ребенком, удовлетворяя самую естественную потребность организма – потребность в движении.
Продолжение следует…
Понравилась эта статья?
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Растения леса, сада, огорода»
Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»
«Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
«Что это такое?»
Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.
Рассказывать признаки предметов.
Игровые действия:
Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.
«Замысловатые вопросы»
Цель: Развивать сообразительность и находчивость.
Игровые действия:
Воспитатель читает загадку-задачку:
Росли четыре берёзы.
На каждой берёзе –
По четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
«Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Игровые действия:
Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
«Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.
Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Игровые действия:
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
«Похожи - не похожи»
Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,
Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Игровые действия:
В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Варианты могут быть разные:
1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».
На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.
2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».
«Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
Игровые действия:
У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
«Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Игровые действия:
Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.
Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
«Вопрос – ответ»
Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают
Вопросы:
1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5.От чего гусь плавает? (от берега).
6.Чем до неба докинешь? (взглядом).
7.По чему собака бегает? (по земле).
8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
«Цветы» (подвижная игра)
Цель: Называть и различать цветы.
Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.
Игровые действия:
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
«Головоломки»
Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.
Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.
Игровые действия:
Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:
1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?
2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).
4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?
5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?
«Узнай по объявлениям»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)
Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4.Помогу всем, у кого сломался будильник?
5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
«Где что зреет?»
Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.
Игровые действия:
На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Почтальон принёс письмо»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровые действия:
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Птичка»
Цель: Различать деревья по листьям.
Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.
Игровые действия:
Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.
Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.
«Снежный ком»
Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».
Развивать внимание и наблюдательность.
Игровые действия:
Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.
Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.
«Кого чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Каждому своё место»
Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.
Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.
Игровые действия:
Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.
Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.
«Сокол и лиса» (подвижная игра)
Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.
Вспомнить повадки лисы.
Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.
Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
Подвижная игра «Движения животных» Подвижная игра, которая развивает воображение и координацию.
- Вырежьте из журналов, старых книг картинки с изображением животных, знакомых вашему ребёнку. Или распечатайте предложенные. Наклейте каждую картинку на отдельный небольшой лист плотной цветной бумаги или картона, чтобы получился набор открыток с животными. Покажите открытки своему малышу и обсудите каждую из них. Расскажите, как животное «говорит» и как оно двигается. Продемонстрируйте это и попросите малыша повторить за вами. Утрируйте движения, чтобы малыш смог лучше понять характер и величину шагов. Например, слон в вашем исполнении делает очень медленные, неуклюжие и тяжеловесные шаги, а котёнок совершает быстрые и лёгкие шажки. Положите открытки на стол. Попросите ребёнка выбрать какую-то одну. Скажите, как зовут животное, на которое пал выбор, и попросите малыша подвигаться, как оно.
Русская народная игра «Зайка»
На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Двигательное упражнение «Солнечные зайчики» Перед этой игрой можно нарисовать капельки и рассказать, что, когда пригревает солнышко с сосулек начинают капать капельки.
Перед этой игрой можно нарисовать капельки и рассказать, что, когда пригревает солнышко с сосулек начинают капать капельки. Солнышку весной весело и оно пускает на сосульки солнечных зайчиков.
Если позволяет погода, то возьмите зеркальце и попускайте солнечных зайчиков по комнате. А затем поиграйте в эту игру.
Солнечные зайчики -
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…
Двигательное упражнение «Пёсик»
На громкую музыку дети прыгают на обеих ногах высоко, на тихую - легко, невысокими прыжками.
Поглядело солнышко, где же живет песик? (можно взять игрушку собачку и подыграть малышу) На громкую музыку дети прыгают на обеих ногах высоко, на тихую - легко, невысокими прыжками.
Поглядело солнышко, где же живет песик? (можно взять игрушку собачку и подыграть малышу)А пес и в холод, и в жару
К себе ложится в конуру.
На громкую музыку дети прыгают на обеих ногах высоко, на тихую - легко, невысокими прыжками. Поглядело солнышко, где же живет песик? (можно взять игрушку собачку и подыграть малышу)А пес и в холод, и в жару
К себе ложится в конуру. Выглянул песик из конуры, стал сосульки считать.
Весна наступила, ручьи побежали,
И тают сосульки, капелью звеня.
С утра восемь штук над крылечком свисали,
К обеду лишь две насчитал я, друзья!
Ритмика: игра «Солнышко»
Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо («Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)
Весело поется.
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот - кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)
А вот - ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт!
Подвижная игра-имитация
Можно поиграть с малышом в игру-имитацию. Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
«Тучка и солнышко»
***
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Мама проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт. Предлагает малышу спрятаться под ним. Убирает зонт:
***
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, Тёплое, лучистое.
Попрыгайте и побегайте с малышом за ручку по комнате. Повторите 2-3 раза эту игру.
Ритмика: игра «Где же наши ручки?»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.
***
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять, (показывают уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
10 УДИВИТЕЛЬНЫХ РОБОТОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Ни для кого не секрет, что мир робототехники активно «заимствует» особенности поведения живых организмов в природе. Это не только позволяет создавать для практических целей роботов, наделенных особенностями биологических организмов, но и открывает возможности более глубокого и наглядного изучения вопросов, связанных с эволюционными процессами. В конечном итоге это направление может привести к удивительному слиянию науки и природы. Сегодня рассмотрим 10 роботов, имитирующих поведение своих живых прототипов. Робот-змея Подводный робот-змея Eelume способен выполнять очень полезную функцию - проводить инспекцию и ремонт различной глубоководной инфраструктуры. Нынешние поколения автономных подводных устройств весьма неуклюжи, медленны и дороги в использовании, но не робот Eelume. Он двигается под водой, как подводная змея и может очень быстро и безопасно достигать тех мест, куда обычным глубоководным аппаратам никогда не добраться. Машина в настоящий момент работает от внешнего источника питания и подключена к кабелю. Однако компания Kongsberg Maritime, создавшая робота-змею, уже работает над созданием автономного источника питания, который позволит существенно повысить ее свободу действий. Робот-обезьяна Робот по имени «Роко» создан пока лишь в виде дизайнерского концепта и не имеет рабочего прототипа. Но зато какой это концепт! Покрытая мехом, полностью роботизированная обезьяна, способная пробираться даже через самые непроходимые джунгли и леса и при этом не нарушать распорядка жизни дикой природы. Дизайнеры этого робота планируют наделить его сразу несколькими полезными функциями и навыками. Например, «Роко» сможет работать полностью автономно и доставлять небольшие посылки (с едой или аптечкой первой помощи) в удаленные места, до которых невозможно будет добраться по дороге. Он также может служить в качестве компаньона, будучи, например, запрограммированным в качестве помощника при ориентировании на местности или использоваться для слежения за обстановкой вокруг и высматривания хищников поблизости. «Роко» будет покрыт искусственным мехом и передвигаться через лесные массивы, как самая обычная обезьяна. Другими словами, своим присутствием он никак не нарушит баланс дикой природы, в отличии от человека или дрона. Робопчелы В течение последнего десятилетия дикие пчелы неожиданно и резко стали жертвой так называемого синдрома краха колоний. Количество пчел резко сокращается из года в год и никто пока не в состоянии ответить на вопрос, почему это происходит. В июне 2014 года гарвардские ученые пришли к идее, которая, по их мнению, способна помочь снизить последствия эффектов синдрома краха колоний. Они предложили разработать крошечных робопчел, которые, наряду с настоящими, могли бы опылять растения и сельскохозяйственные угодья. Что удивительно, концепт доказал свою состоятельность и работоспособность. Правда, есть одна трудность. Нужно найти способ, чтобы рой этих роботизированных пчел мог между собой общаться и работать как единое целое, что свойственно для настоящих пчел. Проблема заставила серьезно задуматься, но решение, к сожалению, пока не найдено. По мнению специалистов, подобные роботы могли бы помочь агрокультурной сфере восстановиться после многомиллиардных убытков, вызванных потерями настоящих пчелиных колоний. Робот-рыба MuddyBot Дэниэл Голдман из Технологического института Джорджии создал новое поколение роботов-амфибий, способных передвигаться по сложным поверхностям, вроде зыбучего песка и илистого дна. Для постройки своего робота Голдман обратился к эволюционной науке. Он создал робота, по поведению очень похожего на илистого прыгуна, небольшой рыбки, которая может передвигаться как в воде, так и на суше. Созданный робот доказал, что для рыбки наличие хвоста не очень-то и важно. Он лишь слегка помогает в выборе направления движения, а также при перемещении по скользкой наклонной поверхности, предотвращая скатывание вниз. Робот-кенгуру Сухожилия в лапах кенгуру служат в качестве пружин, накапливая определенный запас энергии, который тратится на следующих прыжок. Это наделяет животное удивительным запасом выносливости. Немецкая инженерная компания Festo продемонстрировала, как эту особенность можно воплотить в робототехнике, создав робота-кенгуру. Прототип управляется жестами с помощью коммерчески доступных специальных электронных браслетов, которые также можно использовать и при управлении дронами. Робот-жираф Робототехники из компании Boston Dynamics несколько лет вели разработку человекоподобных и собакоподобных роботов для гражданского и военного использования. Их новейшее творение - SpotMini. Создан для помощи по дому и выглядит, как робот-жираф, но размером с собаку. По своей сути SpotMini является уменьшенной копией хорошо нам известного робота «Спот», которому добавили специальную роботизированную руку/голову, делающую его похожим на маленького жирафа. Рука наделила робота некоторыми интересными способностями. Например, SpotMini может задерживать «голову» в одной позиции и при этом двигать остальным телом. Рука/голова способна хватать объекты и поднимать их, если те падают. В качестве источника питания SpotMini использует батарею, которой хватает примерно на полтора часа работы. Несмотря на то, что робота в первую очередь создали скорее для развлекательных целей, в будущем подобные машины могут очень пригодиться в хозяйстве, помогать пожилым людям и инвалидам. Робот-паук В Институте компьютерного дизайна при Университете Штутгарта (Германия) исследователи создали так называемую «мобильную роботизированную систему плетения нитевых структур». По сути система представлена в виде двух компактных роботов, которые, как пауки, могут ползать по стенам и плести из нитей различные объекты, например, гамаки. Ученые планируют увеличить масштаб и задействовать больше роботов, чтобы создавать более сложные объекты, а также наделить роботов возможностью ползать по отвесным и скользким поверхностям. Робот-таракан Биомеханик Роберт Фулл из Калифорнийского университета в Беркли потратил несколько лет на изучение движений животных и исследование потенциала использования этих особенностей в роботизированной среде. Заинтересовавшись возможностями тараканов - при необходимости сжимать свое тело и пролазить в самые узкие места, даже несмотря на наличие твердого панциря, - Фулл обнаружил, что эти насекомые обладают уникальной особенностью передвижения. На основе этих знаний он построил робота-таракана. RoboRoach построен с применением развивающегося метода так называемой «мягкой робототехники», в которой характерно использование гибких материалов и полимеров. Роботизированные насекомые обладают огромным потенциалом и их весьма легко и дешево производить. Эти крошечные механические букашки (как и их настоящие протеже) способны проникать в самые труднодоступные места и использоваться, например, для разведки при различных чрезвычайных ситуациях и природных катаклизмах, в зонах боевых действий и других опасных местах. Робот-птица Проблема вездесущих перелетных птиц известна очень давно, но ее действительно действенного решения нет до сих пор. Если птицам понравилось какое-то место, то через время там обязательно поселится целый выводок или того хуже - целая стая пернатых. Птицы не только уничтожают посевы, мешают грамотной работе воздушных сообщений, но и разносят смертельные болезни. Решение данной проблемы предложила компания Enter Clear Flight Solutions, представившая летающего робота, ведущего себя, как хищная птица. Робот прошел успешную проверку. В густонаселенных птицами регионах благодаря использованию робота-птицы наблюдалось снижение активности птиц до 50 процентов. Робот выглядит и ведет себя, как настоящая хищная птица, активно размахивает крыльями и наводит страх на окружающих пернатых. Его создатели отмечают, что RoBird можно использовать и для охоты за определенной единичной жертвой. В настоящий момент управление RoBird осуществляется операторами с земли, однако компания-создатель уже ведет разработку их автономной версии. Киберскат Международная группа ученых под руководством гарвардского исследователя Кита Паркера создала искусственного ската, имитирующего движения своего настоящего протеже. И хотя на первый взгляд может показаться, что ничего выдающегося в этой машине нет, это совсем не так. Дело в том, что это не совсем робот. Это скорее киборг, созданный на базе искусственных и биологических компонентов. Основой для киберската служит позолоченный скелет, на который «надели» тонкую полимерную кожу. Тело состоит из 200 000 сердечных клеток лабораторных крыс, кардиомиоцитов. Клетки наделили светочувствительностью, поэтому управлять скатом можно путем изменения частоты и пульсации направленного на него света. Свет заставляет мышцы сжиматься и за счет этого киберскат начинает плыть. Позолоченный скелет киборга обладает свойствами накопления энергии, которая тоже задействуется для движения.